Мы продолжаем знакомить наших читателей с фотохудожниками Украины. Сегодня мы хотим показать вам работы Ярослава Солопа.

Ярослав Солоп родился в 1979 году в Черновицкой области, окончил факультет дизайна Львовской национальной художественной академии и в настоящее время живет и работает в Киеве. Многие критики считают его одним из самых ярких авторов экспериментальной фотографии.

Ярослав активно печатается в журналах и участвует в многочисленных выставках – с его работами уже познакомились жители многих городов Украины, России, Великобритании и Германии.

Итак, начнем.

– Ярослав, когда мы обсуждали, что за снимки будут представлены на нашем сайте, ты сказал, что уничтожил все пленки и исходники за последние 9 лет и «провел внутренний апгрейд». Когда ты начал снимать и почему решил отказаться от своих прежних работ?

– Несмотря на отличное художественное образование, я начал снимать только в 2005 году. Так получилось, что я много лет работал в коммерческой структуре и за этот период напрочь потерял все приобретенные во время учебы художественные навыки и знания. Фотография, как мне тогда казалось, может стать достаточно легким подспорьем в реализации творческой части и неким временным отрывом от рутинной офисной работы. Я много экспериментировал (часто эти эксперименты были неудачными), пытался найти наиболее интересный мне подход к подаче своих работ и собственный язык визуального общения. Когда  понял, что могу мыслить только целостными проектами, а все ранее сделанное мне мешает на этом сосредоточиться, – я уничтожил все предыдущие снимки.

– Если говорить о серии The Plastic Mythology, то сколько ты над ней уже работаешь? Почему у тебя именно такой подход к героям греческой мифологии, которых так сразу и не узнаешь на снимках? Если зритель не видит подписи под фотографиями, то он сразу и не поймет, кто из героев Артемис, кто Атлант, кто Эвридика, а кто Медуза... Ты хочешь разрушить величественные образы древних героев?

– Над серией я начал работать с лета 2011 года. У меня нет особого подхода к греческому эпосу, точнее его вообще нет -  я использую мифологию как удобную базу для интерпретации мифов современности, и если говорить о разрушении величественных образов, то скорее  это работа над смещением акцентов существующих сейчас ценностей и приоритетов. Я часто иронизирую, шучу (в том числе и над собой), смешивая сенсивную стоичность и рафинированность греческих героев с современной символикой, которая сопровождает нас повсеместно. Названия работ служат всего лишь подсказкой для понимания ироничности проекта.

– Уж больно откровенно все получилось на снимках. Что для тебя сексуальность?

– Сексуальность является врожденной потребностью организма. Человек  рождается с определенным физиологическим сексуальным потенциалом, далее сексуальность формируется уже в рамках индивидуального жизненного опыта. Есть много форм и аспектов сексуального поведения человека: психологическое, физиологическое, политическое, социальное, духовное, религиозное, культурное… Для меня сексуальность и есть совокупность всех перечисленных форм проявления человеческой деятельности – некоторые из них заложены генетически, другие формируются действительно только в процессе социализации.

– Не боишься ли ты, что в наше очень непростое время, когда в Украине у одних на повестке дня стоит вопрос присоединение в Евросоюзу, а у других ЕС ассоциируется исключительно к сексуальными меньшинствами, твое любование мужским телом в значительно большей степени, чем женским, у некоторых может вызвать претензии в твой адрес?

 – Нет, не боюсь, так как не политизирую свое творчество и являюсь поклонником мысли о том, что каждый видит то, что хочет видеть, или то, что его беспокоит.

– Согласись, непривычно, когда именно мужчины откровенно обнажены, обычно на фотографиях все же намного чаще обнажены женщины.

 – А если автором снимков была бы женщина, это автоматически бы сняло вопрос о визуальной пропаганде гомосексуализма? У нас дискуссии часто сужаются к темам украинского национализма,  американской экспансии, европейской педерастии, еврейского заговора и российским империалистическим замашкам.  Главное правило, которое мне приятно соблюдать  - это нежелание спекулировать на вышеперечисленных темах. Считаю это моветоном в XXI веке, думаю,  подобного рода творческие  эксперименты уже состоялись, и были остро востребованы для обсуждения в прошлом столетии.

– Что бросается в глаза на снимках, так это явный пересвет тел. Ты это специально сделал?

– Да, я сделал это умышленно. Мне хотелось добиться максимального сходства с белизной мраморных скульптур времен античности.

– Ты уже был в Германии. Что тебе запомнилось больше всего, и планируешь ли еще тут выставляться?

– Я был в Германии всего лишь несколько раз в начале двухтысячных годов. Больше всего мне запомнились Кельн, Берлин и Бремен, осталось очень много приятных воспоминаний. Особое впечатление на меня произвело умение немцев сочетать в себе четкое понимание того, что они представители мощнейшего европейского государства с многовековыми традициями.

Я принимал участие в двух групповых проектах в Дюссельдорфе и Кельне. Меня  привлекает в этом отношении столица Германии, и я планирую в дальнейшем показать действующий проект в одной из галерей Берлина.

– Ну, что ж, будем надеяться, что твои планы осуществляться, и искушенная берлинская публика высоко оценит твое творчество.

Интервью вел Игорь Магрилов

Фото: Ярослав Солоп
(представлены фотографии из серии The Plastic Mythology ("Пластмассовая мифология")

image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image