Кому и зачем сегодня понадобилось «Слово пацана»?

Недавно я посмотрел новый российский сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Все восемь официальных серий и слитые в интернет первичные варианты седьмой и восьмой. Фильм повествует о суровых буднях казанских гопников конца 80-х. В те годы визитной карточкой многих российских городов были подростковые банды. Их участников в народе называли гопниками. Они были в крупных городах Поволжья – Казани (которая считалась неформальной столицей этого явления, и где происходит действие фильма), Набережных Челнах, Йошкар-Оле, Чебоксарах… Благодаря серии публикаций в центральных СМИ тех лет гопники получили известность на всю одну шестую суши. Теперь в одних городах на улицах относительно безопасно, а в других подростки и поныне дерутся район на район.

Сразу оговорюсь: это не рецензия. Поэтому здесь не будет пересказа сюжета, кроме того, насколько потребует логика повествования, перечня тех, кто работал над фильмом, снимался в главных ролях, и других атрибутов этого жанра. Здесь про другое. Цель этой публикации не пропаганда сериала, который в Украине к тому же запрещён. И, тем более, субкультуры участников группировок или её сравнение с уголовными «понятиями», версию которых, адаптированную к реалиям казанской или, скажем, чебоксарской улицы та представляет. И с теми, и с другими я, к счастью, знаком лишь поверхностно, да и популяризировать их желания не имею.

Вообще я сам бы не рекомендовал этот сериал украинскому зрителю. Но из Украины в контексте происходящего представляется интересным разобраться, почему российскому кинематографу, где уже давно ничего не происходит просто так, именно сегодня понадобился этот, вроде бы неактуальный, опус. К тому же в титрах фильма значится федеральный пропагандистский телеканал НТВ.

Психотравмы юности

«Во второй половине 80-х я училась в начальной школе. Ходила в библиотеку, музыкальную школу по классу скрипки, была отличницей. Но уже тогда я знала и иногда использовала такие слова: широкоштанники, бритоголовые, чушпан, метёлки, ебучка, сборы, махач, поселковые, масть», – пишет в фейсбуке по поводу сериала знакомая московская журналистка, уроженка Чебоксар и выпускница местного университета. – Даже если вы этого не заметили, не видели, не столкнулись, оно было. Иначе откуда такой словарь у маленькой девочки?»

На одном из сайтов с пиратской копией сериала некоторые пишут, что он, наоборот, пробудил у них ностальгию по тем временам. Наверное, это бывшие гопники, которым больше вспомнить о юности просто нечего. Но это был их выбор. Я и сам знал массу сверстников, которые либо не состояли никогда в группировках, либо давно с ними порвали. И ничего. Большинство живы, здоровы и вполне успешны. В отличие от тех, кто выбрал криминал и давно в могиле или живёт в режиме «из зоны в зону».

«Пожалуйста, не обесценивайте травматический опыт тех, кто это пережил. Боль никуда не ушла, – обращается к российским критикам сериала та же знакомая журналистка из Москвы с чебоксарскими корнями. – Не делайте ещё больнее.

Если вам не хочется смотреть сериал, вас никто не заставляет. О том времени всегда старались молчать. Но оно было. И этот сериал – как осмысление, которое необходимо».

Это мнение россиянки, вынужденно надолго столкнувшейся с токсичной средой молодежных группировок. Да и у меня смотреть сериал были личные причины. В 1991 году вышло так, что я несколько месяцев провёл в Чебоксарах. Да и в Казани в тот период бывал частенько. А жизнь там была устроена так, что, даже не погружаясь, не приведи господи, в субкультуру гопников, не замечать её было невозможно. Поэтому даже мне есть, что вспомнить в этом контексте. И свою бывшую коллегу я понимаю. Для чуждого криминальной среде нормального человека любое соприкосновение с ней – такая же психотравма на всю жизнь, как для украинца если не после 2014-го, то уж точно после 24.02.2022 – с русским миром во всей его красе.

 

Ну и нашумел сериал в россии, похоже, так, что отголоски этого шума долетели даже до моего инфопузыря. Иначе и не знал бы, что про гопников кино сняли. Хотя россии в моём инфопузыре по понятным причинам после начала полномасштабной войны минимум, а чем дальше – тем меньше. Слишком уж токсично большинство всего, что с ней связано.

Почему это не наше?

В Украине в те годы подростковые криминальные группировки по образцу казанских на базе районов проживания существовали только в Кривом Роге. Так называемые «бегуны». Но это единственный известный мне прецедент.

Молодёжь с криминальными наклонностями всегда и везде была, есть и будет. «Ты откуда? Кого знаешь? Дай двадцать копеек», – были классическим атрибутом жизни подростка тех лет в моём родном Харькове. Были в каждом районе и свои отморозки, которых у нас называли «сявками». Но вот чего у них,в отличие от гопников Поволжья, к счастью, не было, так это идеологии и чуть ли не воинской дисциплины и элементов воинской же повинности внутри группировки. Сявки курили, пили, обижали и грабили сверстников, а чаще ребят помладше в своём районе, выезжали на «промысел» в центр города, парки и другие подобные места. Держались стаей. Но без обязаловки и единых правил.

В поволжской группировке подростки становились рабами неписаных «пацанских законов». И это правдиво отражено в сериале. Например, если сказали, что берут в Москву грабить там прохожих, значит, обязан сам найти деньги на билет, ехать и участвовать в разбоях. Где искать, твои проблемы – укради, в том числе дома, займи под будущие «трофеи», натряси со сверстников. Не пропускать без уважительной причины «сборы». Не дружить с «чушпанами». И много других.

Когда гопника забивают насмерть на остановке моталки (самоназвание гопников в городах Татарстана, «моталкой» или «улицей» называли также группировку) из другой такой же банды, друга погибшего, который находился с ним рядом и не вмешался, избивают свои же, а затем изгоняют из группировки и разжалуют в «чушпаны».  Хотя ну что он мог сделать против толпы? Да и бить погибшего начали в момент, когда его друг был уже в салоне, а автобус тут же закрыл двери и поехал.

В Харькове времён моей юности можно было считаться в глазах подростковой общественности человеком, не будучи сявкой. В Казани и других городах с гопниками тех лет мир был однозначно двуполярным. Либо ты «пацан», то есть состоишь в группировке, и тебя не трогают свои и уважают, хотя и могут побить чужие. Либо «чушпан». А это специфическое поволжское словцо из лексикона гопников вместе ещё с некоторыми благодаря фильму теперь знает вся россия и не только. Вроде бы даже медведев в твиттере кого-то из мировых политиков «чушпаном» обозвал. И если это правда, не удивляет.

В Поволжье тех лет, если ты «чушпан», бьют свои и чужие, свои не заступятся, а ты обязан им платить. Максимум, на что можно рассчитывать – гопник, которому платишь, не даст обложить тебя данью другим. Такие сцены есть и в фильме: «они пацаны, а он чушпан» – о нормальном подростке, которого грабят гопники, «это мой чушпан и мне платит» – спор двух гопников, один из которых главный герой, решается в драке между ними: кто победил, того и «чушпан».

По возвращении в Харьков мне долго пришлось выдавливать из себя некоторое наследие приобретенного в Поволжье опыта. Точно как по капле раба, перефразируя Чехова. Похожая ситуация была у на тот момент будущего кума, с которым мы вместе учились. Только для него такой психотравмой стала служба в советской армии. Вместе от них лечились. Сериал он, живя теперь в Подмосковье, где в те годы тоже гремели на всю страну подобными поволжским подростковыми группировками Люберцы, Балашиха и Долгопрудный, смотреть не стал: «Мне твоих рассказов хватило».

Их нравы, или «социально близкие»

Идеология гопнических группировок, хотя в советские времена и как будто противопоставляла себя государственной, сегодня сполна вписывается в каноны духовных скреп путинской россии. Да и тогда противоречила генеральной линии разве что в собственно криминальной составляющей. Более того, как пишет бывший казанский гопник, а ныне российский журналист Роберт Гараев в документальной книге «Слово пацана. Казань криминальная», вышедшей в 2021 году, в реалиях Казани тех лет одно другому не мешало. В Казани 80-х можно было состоять одновременно и в группировке, и в комсомоле. Нижней планкой комсомольского возраста были 14 лет, столько же и большинству главных героев сериала. А в группировку можно было прийти с 12, упоминает Гараев и случаи прихода туда и в более нежном возрасте.

Гопники били и принудительно стригли хиппи, панков, металлистов и других сверстников, которых в годы перестройки называли неформалами. Били за то, что они «на запад смотрят». В сериале нет подростков-неформалов, хотя в Казани тех лет и такие были. Но гопники предъявляют взрослому ресторанному музыканту претензии за длинные волосы и рубашку с надписью US Army, а в одной из серий избивают его толпой и стригут. А в Москве раздевают молодого парня с атрибутикой поклонника тяжёлого рока – металлиста.

Отношение к девушкам, которое в фильме становится причиной самоубийства восьмиклассницы Айгуль, почти вписывается в каноны домостроя. Пацан, то есть гопник, может «ходить» (встречаться) только с «чистой» девушкой – девственницей. После того, как 14-летнюю Айгуль насилует взрослый бандит, она становится изгоем и выбрасывается в окно. А ее парня Марата изгоняют из группировки за то, что он, зная о случившемся, не отказался от неё и даже привёл на дискотеку в один круг с пацанами и их подругами. Это ещё одна специфическая казанская традиция – у каждой группировки на дискотеке свой круг, зайти в чужой – повод для драки.

Сексизма хватало и в Харькове тех времён, но многое, увиденное тогда в Поволжье, мне показалось дикостью. Называть женщину или девушку бабой, систематически бить и унижать подругу или жену и тому подобное было нормой. У нас это тоже присутствовало. Но в намного меньшем объёме. Как я потом убедился, живя в россии, так не только в Поволжье, а по всей стране, кроме, может быть, столиц и ряда крупных городов.

А если добавить отражённые в фильме некоторые интимные табу группировщиков, свойственные и взрослому преступному миру, вспоминается одиозная депутат российской госдуры елена мизулина с её инициативой запретить пропаганду орального секса по аналогии с ЛГБТ. Ну а гомофобия, окончательно ставшая теперь частью государственной идеологии россии, и казанской улице не чужда. В сцене, когда гопник Турбо, стремящийся в авторитеты, «отшивает» Марата за то, что не бросил изнасилованную Айгуль, он вопрошает: «Содом здесь устроим, чтоб нас тут всех затопило?».

В поволжских группировках отношение к геям соответствует криминальной субкультуре. Впрочем, Гараев пишет, что в Казани, если решали провинившегося гопника «опустить», ограничивались тем, что на него мочились. А вот в Чебоксарах, насколько знаю, гомосексуальное насилие во всех формах в отношении жертв практиковалось и не считалось зазорным. Что не мешало местной гопоте устраивать охоту на открытых геев в местах, где те собирались.

Из книги же Гараева, а я её прочитал уже после просмотра первых нескольких серий, узнав, что сериал снят по её мотивам, видно, что в фильме интимная составляющая скрепности предстала еще в смягченном варианте. В казанских группировках даже если секс между гопником и его девушкой случался по взаимному согласию, а после этого они расстались, она переходила в общее пользование группировки. А уж если изнасиловали, то ещё хуже. Вот Айгуль в сериале и выбросилась в окно, зная, какая участь ей теперь уготована.

Брат Марата Вова Адидас возвращается в группировку и возглавляет её, изгнав прежнего лидера, после службы в армии, где воевал в разведроте а Афганистане. А после самоубийства Айгуль братья пьют водку на могиле гопника из другой группировки, который служил вместе с Вовой и погиб в 18 лет.

В общем, действующей российской власти гопники по всем параметрам социально близки, как и большевикам сталинских времён уголовники в ГУЛАГе.

Некоторые озвученные в сериале «пацанские законы» так и напрямую перекликаются с российской государственной риторикой – «слово пацана только для пацанов, перед чушпаном» не считается, «пацан не извиняется»... Не хватает только, что «ни у кого разрешения не спрашивают», но и это легко читается между строк. А в официальной версии финальной восьмой серии «своих не бросаем» озвучивает комсомольский функционер и командир ОКОДа (оперативного комсомольского отряда дружинников) Денис. В изначальной, слитой в сеть серии, этой фразы нет. Добавилась в финальную версию восьмой серии также сцена, когда Денис даёт примкнувшему к ОКОДу после «отшития» из группировки Марату возможность избить насильника Айгули в туалете молодёжного центра. Именно сопровождая Марата, идущего «мочить в сортире» врага – бандита Колека, он произносит «своих не бросаем».

Ну и подзаборный юмор, который так любит кремлёвский фюрер, гопники тоже оценили бы по достоинству. Да и Гараев в своей книге отмечает, что путина нынешние гопники уважают. Неудивительно. Его модель поведения соответствует принятой в их кругу. Как и модель поведения россии в мире. Для путлера и подавляющего большинства россиян все, кроме гопников, «чушпаны». Неписаными правилами гопников можно объяснить и то, что даже нерусские коренные народы россии, сами настрадавшиеся от шовинизма, охотно воюют за русский мир и видят в украинцах не союзников в борьбе за свободу, а врагов и людей низшего сорта. У гопников действовало правило – где угодно вне родного города, будь то зона, армия, поездка «за трофеями» в Москву, выезд в составе стройотряда и так далее, они все друзья, даже если дома состоят во враждующих в группировках. Это отражено и в фильме. «Там, в Афгане, пофиг было, кто откуда», – говорит Вова Адидас младшему брату Марату на могиле погибшего в Афганистане гопника из другой казанской группировки. А в Чебоксарах 1991 года гопники из враждующих группировок по возвращении из столицы не нашей родины часто начинали драться район на район прямо на вокзале. Ведь там право подружить вне города уже не действовало.

Лубянский след

Гараев в своём исследовании приходит к выводу, что в Казани группировки зародились стихийно и процесс этот начался еще в 70-е. А на другие города распространился, когда местная шпана там начиталась публикаций про казанские моталки в центральных газетах и насмотрелась сюжетов про них в телевизоре. Ну и начала обезьянничать, вводя похожие порядки у себя,

Не сбрасывает он со счетов и версию, что к клонированию группировок в самой Казани и за её пределами приложил руку КГБ. Хотя и не находит ей достаточных подтверждений. При этом приводит факты, свидетельствующие, что минимум использование силовыми структурами гопников и подобных им группировок в своих целях имело место. В частности, 21 апреля 1982 года, когда ещё был жив дорогой Леонид Ильич, подмосковные любера разогнали неофашистов в Москве. Подростки из подмосковных Люберец, которые качали мышцы, грабили сверстников и били неформалов, толпой напали на участников стихийного митинга в честь дня рождения Гитлера. Сделано это было по указке милиции, за которой незримо стоял КГБ. Как пишет Гараев, милиционеры их проинструктировали разбегаться, когда на площадь приедет пожарная машина. Но любера так увлеклись, что не обратили на неё внимания. Милиции пришлось винтить всех подряд, Люберов сразу отпустили. А вот остальные минимум попали на карандаш в большой жёлтый дом на Лубянке, а тогда площади Дзержинского в Москве.

В самой Казани в октябре 1991 года были массовые выступления в поддержку объявления государственного суверенитета Татарстана. По свидетельству Гараева, основной костяк участников составляли татары, приехавшие из деревень. Гопники же их активности не одобряли и готовы были разгонять. Только милиция и без них справилась.

В городах Татарстана, да и других национальных республик Поволжья этническая принадлежность гопника значения не имела. Отношение к участнику группировки определялось его личными и бойцовскими качествами. К тому же в Казани и других крупных городах в советские времена были созданы все условия для максимальной русификации проживающих там татар. До 90-х годов ни одной школы с татарским языком обучения там не было. А в русских татарский не изучался. И когда я там побывал, этот факт стал для меня откровением. Думал, как тогда у нас в Украине, где украинский язык и литература всё же изучались. А так было во всех автономных республиках в составе РСФСР. В 90-е в Татарстане татарский в равном объёме с русским стал для школьников обязательным независимо от национальности. Но в вузах республики лекции продолжали читать только на русском, не считая татарской филологии. Ну а теперь татарский перестал быть обязательным: даже это минимальное достижение тех лет путин обнулил ещё раньше конституции и своих президентских сроков.

Возможным свидетельством, что к распространению гопничества за пределами Татарстана приложила руки Лубянка, Гараев считает и появление «бегунов» в Кривом Роге. Слишком далеко украинский город находится от колыбели российского гопничества и географически, и, как стало нам в Украине окончательно понятно после 24.02.22, ментально,

Исследование Гараева охватывает города Поволжья между Волгой и Уралом: Казань и другие города Татарстана, Ульяновск, где до сих пор бегают стенка на стенку, Чебоксары, Ижевск… Хотя мне известно о существовании гопников также на Урале и в Сибири. Правда, последняя, как и Дальний Восток, по причине обилия зон и осевших там их коренных обитателей больше тяготеет к воровской идеологии.

Вне сомнений, в россии более лояльны к различным видам криминальной субкультуры, чем в Украине.

Известный российский бизнесмен Олег Тиньков в мемуарах «Я такой, как все» вспоминает детство и юность в родном Кузбассе. Для справки: Тиньков открыто высказался против полномасштабного вторжения россии в Украину, после чего вынужден был отдать за бесценок созданный им Тинькофф Банк, выехал из страны и объявил о выходе из российского гражданства.

Тиньков родом из шахтёрского городка Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области. Город прогремел на всю россию осенью 1997 года. Тогда там чуть не убили корреспондента федеральной газеты «Известия», приехавшего расследовать «подвиги» местного мэра. Тиньков пишет, что иного кандидата, кроме бандита, местное население избрать не могло. И дело даже не столько в четырёх зонах вокруг города, которые упоминает Тиньков. А в том, что на опасную работу под землёй на шахту охотно брали бывших зеков. Так что такие города и посёлки служили для них магнитом. Так было и на Донбассе, на котором в 50-е годы началось массовое заселение «выпускниками» сталинского ГУЛАГа. А потому две отсидки Януковича были скорее плюсом в его карму. Да и Кривой Рог – город шахтёрский. Поэтому неудивительно, что своя вариация гопников прижилась именно там.

Криминогенная ситуация в городах за 101 километром от Москвы, куда при Сталине начали отселять неблагонадёжный элемент, включая уголовников, и поныне ещё та.

Неслучайно в россии зародилось пресловутое движение «АУЕ» (арестантский уклад един). Оно и в самой россии объявлено экстремистским – рашизм в конкурентах не нуждается. Да и в Украине запрещено, а попытки здесь его собезьянить, к счастью, не прижились.

Знаю также, что в ряде деревень под Костромой есть свои смотрящие. И отслужить по достижении 18 лет в армии, чтобы считаться полноценным мужиком, там уже недостаточно. Нужно обязательно отсидеть. Например, украсть газовый баллон у соседки пенсионерки, сдать на металл и пропить деньги. У гопников 80-х и начала 90-х армия котировалась наравне с зоной. А к концу 90-х в Чебоксарах стало чуть ли не обязательным отсидеть.

Убийственная среда

Что я считаю безусловным достоинством фильма – уёбищная, иначе не скажешь, токсичная и, более того, убийственная среда подростковых криминальных группировок воссоздана в нём точно.

В фильме достаточно моментов, к которым можно придраться. Слишком правильная речь моталок. Да, есть их специфические словечки. Но в реальности гопник не свяжет двух слов без паразитов в духе «понял, да?». А где широкие штаны? А они, с шириной штанины от 50 см, были обязательным атрибутом униформы «пацана» не просто так. Не рвутся, когда дерёшься ногами. И удобно прятать в них кусок арматуры или доску для применения в драке. Видимо, сэкономили на реквизите. И много других проколов можно при желании найти. Но общая атмосфера Казани и других гопнических городов, несмотря на это, передана верно, во всей чудовищности.

Здесь всё же стоит вкратце пересказать сюжет. Один из главных героев 14-летний Андрей – парень из неполной, но не проблемной семьи. Он живёт с мамой и пятилетней младшей сестрой, любит их, занимается в музыкальной школе, неплохо для ученика обычной, а не спецшколы с углублённым изучением иностранных языков знает английский хотя бы в пределах учебной программы. В общем, нормальный парень. Даже с гопником Маратом, который в самом начале первой серии грабит их с другом Искандером в автобусе, близко сходится после того, как завуч поручила ему подтянуть Марата по английскому. А когда Искандер, став гопником, начинает вымогать у него три рубля, сам, используя начавшую зарождаться дружбу с Маратом, «пришивается» к его группировке и начинает стремительно деградировать.

Мама Андрея вследствие криминальной деятельности сына и его новых друзей оказывается в сумасшедшем доме, Стремясь вернуть ей шапку, которую она на глазах Марата проиграла в напёрстки, тот не придумывает ничего лучше, чем снять похожую со своей школьной завуча, дав той по голове. А пострадавшая узнаёт свой головной убор на матери Андрея, когда та приходит к ней обсудить школьные дела сына. Милиционеру Искандеру, который за ней ухаживал, она, оказавшись в психушке, становится не нужна.

Младшая сестра, за которой стало некому присматривать, попадает в детприёмник, а потом под опеку.

Сам Андрей вылетает из музыкалки, попадает на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних, забрасывает учёбу. А в финальных кадрах последней серии он предстаёт перед зрителем в зековской робе аккомпанирующим на пианино хору несовершеннолетних арестантов, кототые исполняют «Седую ночь» из репертуара популярной в конце 80-х группы «Ласковый май». Ну хоть здесь музыкалка пригодилась.

Айгуль поначалу отвергает ухаживания Марата. Но принимает их, чтобы оградить себя от домогательств другого гопника. Затем, согласившись подменить Марата на кассе в видеосалоне, открытом гопниками после кражи видеомагнитофона и набора кассет, становится заложницей напавшей на заведение другой группировки. В кафе, которое та использует как штаб, девушку насилует бандит Колек, оставленный присматривать за ней, пока лидер группировки Жёлтый отъезжает на «стрелку» с Вовой Адидасом. После того, как свои же, узнав о случившемчя, устроиои ей травлю, Айгуль выбрасывается в окно.

Вова Адидас приезжает в кафе к Жёлтому с револьвером, убивает его, тяжело ранит двух его подручных и забирает Айгуль. Но не считает нужным скрыть факт изнасилования. Хотя сам не афиширует, что на «стрелке» с Жёлтым извинялся на коленях (недостойный «пацана», да ещё лидера группировки поступок), чтобы спасти Марата, которому подручные Жёлтого по приказу того начинают отрезать ухо.

На похоронах Жёлтого выясняется, что это двоюродный брат Наташи – девушки Вовы Адидаса. А на похоронах Вова оказывается, потому что Наташа приводит его в дом своей тётки в Васильево (город в Татарстане недалеко от Казани) отсидеться, пока сойдёт на нет милицейская активность по его розыску. Когда родня узнаёт, кого Наташа привела в тёткин дом, она становится для близких изгоем. А надеждам начать новую жизнь с Вовой в Гаграх, как он предлагает, сбыться не суждено. Вову на глазах Наташи убивают милиционеры при задержании. А перед этим от него отрекаются отец и брат. В первичном варианте финальной серии Вову убивают на платформе у поезда на юг не менты, а бандиты, а Наташа соглашается ехать с ним без конфликта с родными. Похоже, решили или получили команду зажестить по максимуму.

Да и отцу Вовы и Марата не позавидуешь. После того, как к нему прямо в разгар совещания приходят в рабочий кабинет с обыском милиционеры, разыскивающие старшего сына, он становится зачумлённым для коллег. Но сперва ему становится плохо, а врачи диагностируют у него инфаркт. Что он с инфарктом в тот же день приходит в ресторан отмечать юбилей, оставим на совести сценаристов и режиссёра. В первичной версии восьмой серии обыска в кабинете не было. Только сам юбилей, на котором отец с пониманием относится к поступку сына. Видимо, надо было показать, что отец тоже максимально пострадал и от сына отрёкся. К тому же сроки поджимали. Вот и отправили на юбилей, на который никто не придёт, прямо из реанимации.

Гопников из группировки «Универсам», возглавляемой Адидасом-старшим, зритель последний раз видит в обезьяннике милицейского отделения. Марат после изгнания вступает в комсомол и сдаёт вчерашних товарищей милиции. А «отшившему» его Турбо в отместку и в надежде отвести подозрение в убийстве от брата подбрасывает револьвер, из которого Вова Адидас убил Жёлтого.

Андрея, выпускает на свободу милиционер Искандер. Но по приходе в «качалку», служившую группировке штабом, узнаёт, что ту занял ранее изгнанный Адидасом прежний лидер. А тот объявляет Андрею, что группировки «Универсам» больше нет.

Участь остальных гопников прогнозируема. Скорее всего, вольются в другие группировки. А впереди 90-е, когда вчерашние моталки станут братвой и начнут массово друг друга отстреливать в борьбе за лакомые объекты крышевания. В фильме есть характерная сцена ещё задолго до финала. На фоне артистов и массовки, выполняющих по велению Вовы Адидаса упражнения на турнике, появляются тексты – имена реальных казанских гопников, даты их жизни и обстоятельства гибели. Все в молодом возрасте застрелены в 90-е. Так и было. И не только с гопниками, а и теми, кто пришёл в бандиты другими путями, например, из спортсменов. Взаимный отстрел носил массовый характер. Правда, в книге Гараева полно и других историй. Например, бывший штатный киллер одной из группировок, ударившийся после отсидки в религию.

Но в фильме так или иначе все персонажи, связанные с группировкой прямо или косвенно, оказываются у разбитого корыта. Кроме Марата, которого вовремя «отшили». И это, пожалуй, даёт ответ, почему фильм снят именно сегодня и в таком варианте.

Ну и зачем это снимали?

Посмотреть сериал я решил, прочитав отзыв о нём одного из российских зрителей. Тот пишет, что основные месседжи сериала: весь этот ужас был в «перестройку» и «лихие», «провальные» 90-е, а теперь кремлинфюрер пришёл и порядок навёл, а делить теперь нечего, как казанский асфальт (так, по свидетельству Гараева, казанские гопники называли вражду между группировками), большие пацаны на самом верху давно всё поделили. И я с этим согласен.

Правда, с некоторыми моментами съёмочная группа в плане ужасов Казани 80-х откровенно не дожала. Слишком богатые у простых казанцев в кадре столы для тех времен тотального дефицита, а также 15 и больше видов талонов на продукты и товары повседневного спроса.

От себя добавлю, что неслучайно из всех героев и персонажей, причастных к моталке, на коне в финале оказывается только Марат. Пусть не по своей воле он покидает группировку, а в комсомол и ОКОД его затаскивает комсомольский функционер Денис, которому Марат после помощи в «задержании вооружённого преступника» нужен для пиара. Нужен настолько, что Денис даже при ритуале вступления в комсомол покрывает Марата, зная, что тот отобрал пионерский галстук у другого подростка. Ну и Марат наглядно демонстрирует, что принял правила игры, обвиняя жертву в провокации и бодро отвечая на не самые простые вопросы комиссии.

Главное – всё случается вовремя и удачным образом для Марата. С такой биографией даже в 90-е не пропадёт и устроится, скорее всего, лучше вчерашних соратников по группировке. Шансов сгинуть на зоне или нарваться на пулю киллера точно меньше.

В 80-е и, особенно, 90-е участие в моталке было своеобразным, но социальным лифтом. Уважение сверстников и старших товарищей, возможность обеспечивать себя дефицитными тряпками, на которые нет денег у родителей, суммы на карманные расходы больше, чем они себе могут выделять, перспектива самому, отслужив в армии или отсидев, получить уважаемый статус «старика» или стать авторитетным бандитом. Недаром, когда Вова Адидас ближе к финалу говорит, что уходит из группировки, потому что «не тем мы занимаемся», слышит возражение Турбо: «А что, как мой батя, на заводе вкалывать и бухать каждый день?».

Теперь комсомола нет. ОКОДа тоже. Но для тех, кто обделён способностями к учёбе или ещё какими талантами, а основной костяк группировок составляла именно такая публика, но физически подготовлен, не боится боли, перспективы приобрести инвалидность и даже смерти, кому не повезло родиться в столице или нефтеносном регионе, у путинской россии есть другое предложение. Готов рисковать жизнью и здоровьем за хотелки царя и убивать тех, кого он запишет в «чушпаны», ради своих больных грёзы о «величии» – вперёд на очередную военную авантюру.  Там такие мальчики фюреру нужны. Положат довольствие, которое и в Москве не всякий имеет, семье отсыплют немерено денег в случае гибели, и на мародёрство закроют глаза. В фильме этого месседжа нет, но из реалий путинской россии он вытекает в сочетании с теми, что в сериале есть.

Для меня стал откровением отзыв о сериале одной москвички. Той персонажи из группировок видятся симпатичнее рыхлых и трусливых представителей либеральной тусовки – спортивные, бесстрашные и вообще с яйцами. Симпатизировать этой публике могут лишь те, кто не соприкасался с ними в реальной жизни. Ну и да, российские либералы действительно являют собой жалкое зрелище. А Путин и его клика достали так, что хоть табуретку взамен. Но это их российские проблемы.

А у нас в Украине есть свои герои. Те, кто не побоялся выйти против беркутни на оба Майдана, не ушёл оттуда в феврале 2014-го даже под пулями снайперов, в кедах и с дробовиком вступил в добробаты, отправился на АТО. А теперь обнулил планы агрессора на «Киев за три дня» и продолжает их обнулять. Да и волонтёры, которые не щадят сил и не жалеют средств на помощь фронту или нуждающимся в тылу и на деоккупированных территориях. Вот кого нам надо популяризировать и на кого равняться. А не на носителей чуждой нам субкультуры.

В сериале Андрею, Марату, Айгули столько же лет, сколько моему старшему сыну. И я не хочу, чтобы это мерзкое явление коснулось его. Да и дочки, которой скоро исполнится 12. И вообще любые мерзости русского мира. Даже по касательной, как в своё время меня поволжские группировки. 

В советские времена было принято чествовать трудовые династии. Это когда несколько поколений подряд в одной семье трудились на одном предприятии. А в Казани, как пишет Гараев, сложились такие династии гопников. В основном это два поколения. Но он приводит и пример гопника в третьем поколении. Дед состоял в уличной банде в 70-е, отец – в нулевые, а внук – в 10- е. В Украине я таких семейных традиций не хочу. Это не наше и нам не надо. И смысл этой войны и нашей Победы для меня и в том, чтобы здесь этого никогда не было.

Единственная польза сериала – в нём показаны такие же уроды, как те, что то пришли сюда оживлять труп то ли совка, то ли российской империи, то ли оба сразу. Но что такое «русский мир», мы и так знаем.

Так что идите, рашистские гопники и сериал про вас, курсом русского военного корабля. Поняли, да?

Текст: Руслан Царев
Фото: скриншоты из сериала
Киев

image image image image image