10 ноября в немецком Коттбусе на 28-м международном кинофестивале (Film Festival Cottbus), в рамках которого демонстрируются фильмы из Восточной Европы, прошла немецкая премьера украинского фильма о войне и любви «Война химер» режиссёров Анастасии и Марии Старожицких.

Марию Старожицкую я знаю очень много лет, думается что скоро «тридцатник» можно будет отмечать. Познакомились мы в «Артеке» на одном из тогда ещё всесоюзных фестивалей юношеской прессы. В то время Мария, или для меня просто Маша, работала во всеукраинской молодёжке. Сегодня она заслуженный журналист Украины, но ещё в 2012 году переквалифицировалась в режиссёра и сценариста и считает, что это прежде всего заслуга её дочери Насти, которая в том же году сняла свою первую игровую короткометражку.

Собственно, именно моя давняя дружба с Марией и позволила мне временно вырвать её и Настю из фестивальных будней и долго расспрашивать по телефону по поводу фильма «Война химер», снятого, чему в мировом кинематографе, похоже, и нет аналогов, матерью и дочерью.

Интересно, что название «Война химер» появилось у режиссеров ещё до трагических событий в Украине – летом 2013 года. В Киеве всё ещё было спокойно, а Мария и Настя сочиняли, по сути, фантастический сценарий, по которому поры бетона на знаменитом столичном доме с химерами годами накапливали в себе ненависть – людей к власти и власти к людям. А, когда бетон спустя сто лет уже не мог сдерживать ненависть, все эти львы, носороги, олени и жабы оживали и, вырвавшись из камня, шли штурмовать дом напротив, в котором всегда были органы власти, а нынче обитает президент страны. Так задумывалось по сюжету, а 1 декабря 2013-го нарисованная сценаристами на бумаге картина воплотилась в жизнь – с попытки штурма президентской администрации и начался Майдан. Предчувствие?..

На Майдан Мария и Настя выходили уже как кинодокументалисты, понимая, что вокруг происходят исторические события, которые важно фиксировать. Там они познакомились с ребятами из «Михайловской сечи». Трое из них потом пошли в батальон «Донбасс». Один их них – главный персонаж ленты, парень Насти – Валерий Лавренов («Лавр»), а также его друзья – Михаил Савульчик и Вадим Антонов («Самолёт»). Все попали в Иловайский котел: Вадим погиб и фильм посвящён его памяти, Михаил был ранен, а «Лавр» после гибели побратимов и расстрела колонны сумел выбраться живым из котла. При этом практически вся его разведрота погибла от прямого выстрела российского танка по пожарной машине, на которой они выезжали из котла.

Сюжет ленты как бы восстанавливает этот путь – от Майдана и боёв на Донбассе до попытки совместной жизни Валеры и Насти и новой поездки на войну.

Операторами выступали сами: Настя снимала Лавра, Лавр снимал Настю, их вместе снимала Мария. С помощью профессионального кинооператора Юрия Беденко реконструировались некоторые события. Также побратимы Лавра и военные фотографы передали для фильма уникальное видео, которое снимали сами во время боевых действий.

В фильме есть уникальное видео российских солдат из Вологды, Калуги и Красноярска, которых взяли в плен перед Иловайским котлом. Они называют свои имена и номера своих войсковых частей. Эти кадры снял на телефон украинский боец Максим Финогин с позывным «Лекс». Потом он и его побратим Алексей Фокин («Заноза») попали к боевикам в плен, и все 100 дней плена они эту флешку с доказательством участия российских военнослужащих в событиях на Донбассе прятали, зашив в резинку спортивных штанов. Для них, совершивших этот подвиг, сейчас очень важно, чтобы эту съемку увидели в разных странах мира, поскольку до сих пор даже в Украине есть люди подверженные российской пропаганде и верящие в «их там нет». Не говоря уже о России и других странах мира.

Интересно, что когда украинская колонна выезжала из котла по так называемому «зелёному коридору», оказавшемуся смертельной ловушкой, российским войскам было известно, что в колонне  российские пленные всё равно открыли по колонне огонь. Зритель даже становится свидетелем того, как одна из пуль пробивает лобовое стекла автомобиля.

«Война химер» – очень личный и эмоциональный фильм, в котором каждый может найти то, с чем он сталкивался и чему сопереживает. Изначально фильм не задумывался как документальный, это просто была история жизни, которую авторы прожили, периодически что-то фиксируя на камеру, а потом восстановили историю отношений двух молодых людей во время войны. Это не хроника войны и последующих событий, это история отношений тех, кто столкнулся с войной, с испытаниями, которые трудно пройти и тяжело выдержать. Это отражение через них всего того, что можно было увидеть в тот момент в Украине, во время самой горячей фазы войны. Фильм показывает, что возвращение к мирной жизни очень сложное и практически невозможное. Неудивительно, что фильм говорит голосами Насти и «Лавра», которые за кадром по очереди рассказывали свою непростую историю войны и любви в ее хронологическом развитии.

Фильм этот делался без государственной поддержки, полностью силами режиссеров, поэтому, чтобы фильм могли посмотреть как можно больше людей в Украине и за рубежом, его авторы используют «народную дистрибуцию»: любой человек, который хочет организовать показ фильма в своем городе, может это сделать, обратившись к его авторам. Хотите поддержать прокат «Войны химер», напишите Марии и Насте или нам в редакцию.

Я спросил Марию о роли кино в борьбе с российской пропагандой, она ответила, что нельзя отвечать пропагандой на пропаганду, просто должно быть честное кино о том, что происходит. Фильм получился искренний и честный, поэтому его понимают все – и те, кто прошёл войну, и те, кто видел её только в новостях.

– То, что люди после фильма плачут, благодарят и говорят, что это настоящее кино – это для нас самая высокая и важная оценка, - рассказала она. - Для нас важно не просто закончить войну, не просто победить, не просто вернуть Донбасс и Крым, а ещё и найти взаимопонимание с людьми, которые всё это время находились в зоне действия активной российской пропаганды. Это возможно только тогда, когда мы будем заниматься не контрпропагандой, а будем абсолютно честны с ними.

Эта война очень много снимается на камеры и мобильные телефоны, бойцы сейчас пишут книги, выговариваются, чтобы как-то от войны отстраниться, посмотреть на неё со стороны. Сейчас в Украине появится очень много фильмов о конкретных событиях и боевых операциях, о погибших побратимах. При этом в них снимаются сами бойцы, часто играя самих себя.

Сейчас очень важно найти зрителя, чтобы война не осталась чем-то «для своих», чтобы люди, которых война лично коснулась, не остались со своим творчеством о войне практически наедине. Потому что сейчас, когда уже скоро пять лет войне, все больше людей, которые стараются избегать ощущения, что они живут в стране, в которой идёт война. С этим нужно как-то работать, и нам кажется, что наш фильм «Война химер», в котором война показана эмоционально, в котором, наверное, больше любви, чем войны, и работает на сближение этих двух частей общества – тех, кто не чувствует, не воспринимает войны и сознательно или бессознательно избегает упоминания о ней, и тех, кого она достаточно сильно затронула, изменила и оставляет в зоне своего влияния.

По мнению Анастасии, изо всех аудиторий, которые видели фильм, а их число уже исчисляется сотнями, от маленьких сёл, в том числе в «серой зоне» у линии фронта, куда на показ по бездорожью привозили проектор до, скажем, киноклуба Колумбийского университета, в Коттбусе зритель был самым внимательным, вдумчивым и доброжелательным.

Ей запомнился вопрос кинозрителя из Голландии о сквозном образе самолёта, проходящего через фильм, и это действительно отдельная сюжетная линия, а не просто позывной однофамильца известного украинского авиаконструктора: отслуживший ранее в ВДВ «Лавр» пошёл добровольцем после гибели сбитого россиянами ИЛ-76, в разгар боевых действий был сбит «Боинг» рейса МН-17, и запуск на передовой боевого беспилотника станет катализатором очень важных признаний главных персонажей, нашедших в себе смелость выговорить за кадром и в кадре очень личное.

Впрочем, фильм действительно лучше увидеть, чем о нем рассказывать, поэтому надеюсь, что вслед за немецкой премьерой режиссерам поступят предложения о показах. Тем более, что зрительский интерес к новому украинскому кино уже доказан результатами фестиваля в Коттбусе и полными залами на этих показах.

Напомню, что в Коттбусе-2018 зрители получили возможность увидеть специальную секцию Close Up UA, собравшую на вкус отборщиков фестиваля ленты украинских кинематографистов. В программу вошли полнометражные игровые фильмы «Червоный» Зазы Буадзе, «Киборги» Ахтема Сейтаблаева, «Брама» Владимира Тихого, «Тера» Никона Романченко, «Шляхетні волоцюги» Александра Березаня, «Вулкан» Романа Бондарчука, документальные «Война химер» Марии и Анастасии Старожицких и 2020#desertedcountry Корния Грицюка, короткометражные  «Кофе по кругу» Александра Солдатова, «Крокодил» Катерини Горностай, «Гвозди» Ахмеди-Эрнеса Сарихалила, «Про Марка Львовича Тюльпанова, который разговаривал с цветами» Даны Кавелиной, подборка фильмов My Street Films Ukraine. В конкурсной программе короткометражных фильмов приняли Int. Kitchen. Night Аркадия Непиталюка и Mia Donna Павла Острикова.  Членом международного жюри кинофестиваля стала украинский продюсер Анна Палинчук.

Текст: Игорь Магрилов
Фото: кадры из фильма, личный архив Марии и Анастасии Старожицких
Видео с премьеры

image image image image image image image image image image image image