У главного символа Германии – Бранденбургских ворот – время от времени появляются интересные инсталляции. Вот и сейчас тут вырос временный «Монумент», созданный сирийским художником Манафом Халбуни (Manaf Halbouni), ныне проживающим в Дрездене.
Известно, что впервые этот антивоенный памятник был возведён именно в Дрездене. В Берлине три вертикально поставленных автобуса высотой в двенадцать метров были представлены в рамках третьего Берлинского салона театра Максима Горького (Maxim-Gorki-Theater).
Фотография из сирийского города Аллепо, на которой мирные жители строят баррикады, чтобы защитить себя от огня снайперов, сделанная в марте 2014 года, обошла весь мир. Манаф Халбуни решил сделать эти три превращённых в защитную стену автобуса узнаваемым символом.
Нужно сказать, что установка монумента на центральной дрезденской площади Ноймаркт перед знаменитой Фрауэнкирхе, где он находился с февраля по апрель 2017 года, вызвала недовольство и протесты в правоэкстремистской среде. Многие посчитали, что эта акция отвлекает внимание от ежегодной печальной даты, которая отмечается 13 февраля, – дня разрушительной бомбардировки города союзной авиацией во время Второй мировой войны.
Дрезден известен тем, что тут проживает немало людей не испытывающих особой эйфории от массового приёма беженцев. Но есть тут и немало сторонников открытых границ. Манаф Халбуни своим монументом как бы показывает, что защита у обездоленных людей есть и в Германии.
Нужно сказать и о том, что в социальных сетях обсуждался тот факт, что на первоначальной фотографии над установленных в Алеппо автобусах развивался флаг террористической организации. Сам художник на это отвечает, что изначально он об этом не знал, но он уверен, что баррикада была построена для защиты именно людей, а не для пропаганды какой-либо политической силы.
«Монумент» против войны, террора и гуманитарной катастрофы будет находиться у Бранденбургских ворот в течении двух недель, напоминая берлинцам и гостям немецкой столицы о том, что трагедии разрушенных до основания Дрездена и Алеппо больше никогда не должны повторяться.
Текст/фото/видео: Игорь Магрилов