В галерее Projektraum OKK открылась фотовыставка Евгении Белорусец Euromaidan. Besetze Räume (что можно перевести, как «Евромайдан. Захваченные помещения»), посвященная событиям в Киеве. В объективе уже достаточно известной киевско-берлинской художницы, писательницы и общественного деятеля оказался Майдан. Точнее люди, находящиеся на Майдане. В этих, казалось бы, очень незамысловатых на первый взгляд, в основном черно-белых снимках, отражен весь трагизм нынешней ситуации в Украине.
Пока многочисленные гости рассматривали фотографии, в импровизированном кинозале смотрели видеокадры киевских событий и обсуждали увиденное между собой, ваш корреспондент задал несколько вопросов автору экспозиции.
– Евгения, эти фотографии ты делала для какой-то серии?
– Я начинала делать фотографии без всякой мысли, просто мне было интересно поработать. Я хотела найти себя на Майдане, найти свое место там и поняла, что единственная возможность – это фотографировать. А затем, когда я проявила первую пленку, я решила продолжать делать эти фотографии и развивать этот мотив. Я поняла, что меня больше всего восхищает и интересует на Майдане, и что с этим делать дальше. Благодаря первым кадрам, возникли все остальные.
– В какой период Майдана были сделаны эти снимки?
– Это снято в первую половину декабря, когда еще не было такого насилия на этих акциях протеста. Все эти фотографии о мирном протесте, о начале протестных действий.
– Что тебе больше всего запомнилось на Майдане?
– Наверное, больше всего мне запомнилась повседневная жизнь людей в оккупированных зданиях, как она протекает, как она устроена, и терпение с которым люди проживают эту жизнь.
– Как люди реагировали на съемку?
– Были такие, которые боялись, что я буду делать из них бомжей. Люди говорили, не фотографируйте нас, вы, наверное, хотите представить нас бомжами, представить нас несчастными, представить нас бездомными. И это очень важная мысль, потому что люди фактически пошли на этот протест, лишившись дома, лишившись комфорта. Вот это состояние во время протеста, во время такой жизни и повседневности – это все-таки состояние лишений, очень больших лишений. Поэтому у людей был страх, что я зафиксирую именно эти лишения, а не покажу, насколько мужественные эти люди, которые пошли на это.
– У тебя есть желание вернуться на Майдан, чтобы снять уже то, что происходит сейчас?
– Наверное, есть. И на днях я опять еду в Киев. Потом возвращаюсь в Берлин и вскоре уезжаю снова. Я буду в Киеве все это время после открытия этой выставки.
– Эти фотографии будут где-то печататься? Будут ли новые выставки?
– Я собираюсь делать большую выставку в Украине, может быть в Киеве и во Львове, но для начала должен закончится протест. Я думаю, что выставка будет развиваться и дальше. Мне уже предлагают показать ее в Штутгарте, написали и из Гамбурга. Если ее еще куда-нибудь пригласят, я буду этому очень рада, я буду дополнять ее новыми фотографиями, она будет развиваться, расти. Потом, возможно, будет и книга.
– Ты все еще снимаешь на пленку, тогда как почти все давно перешли на цифру. Считаешь ли ты, что пленка лучше передает такие события лучше?
– Я тоже перешла на цифру – у меня есть цифровая камера, которую я очень люблю, и с уважением отношусь к цифровой фотографии. Я ни в коем случае не сторонница пленки, как единственно верного решения. Я сняла именно эти фотографии на пленку потому, что искала какой-то иной возможности. Во-первых, мы все привыкаем к чему-то. И репортажи с Майдана – это все цифровая фотография. Этот тип взгляда, сам этот способ, которым доносят даже просто гениальные снимки, стал уже привычным. А чтобы заставить людей, как бы заново взглянуть на происходящее, я использовала другой метод. Далее. Черно-белая пленка упорядочивает и структурирует реальность, она показывает намного меньше информации, чем любой цифровой отпечаток. Для меня это было очень ценно. Потому что, мне интересно работать в данном случае с меньшим количеством информации. Потому что Майдан – это некий взрыв информации, и мне кажется, что к этому люди тоже привыкли. Привыкли к этой какофонии, к этому насилию, к беспокойству и акциям, которые сопровождаются огромным количеством информации. Я, наоборот, не показываю насилия, я акцентирую внимание на состоянии покоя, ожидания, на состоянии человека на Майдане.
Текст/фото: Игорь Магрилов
Fotoausstellung von Yevgenia Belorusets im Projektraum OKK.
13359 Berlin, Prinzenallee 29. Geöffnet: 31.1.-15.2., Do.-So. 15 – 19 Uhr.