В предыдущем материале нашего сайта мы рассказали о документальном фильме «Герой Украины Евгений Котляр», снятом в Харькове, и в котором переплелись темы природоохранной деятельности и Майдана. Сегодня мы продолжаем тему харьковского кино и расскажем вам о фильме, в котором так же затрагиваются темы отношения к братьям нашим меньшим и того, что сейчас происходит в Украине.

Снимает художественный фильм «О людях, лошадях и уродах…» известный режиссер, общественный деятель и борец за права животных Игорь Парфенов. Игорь уже больше 10 лет в кино и является членом Союза кинематографистов Украины. Его киностудия «Ступени» выпустила семь полнометражных и пять короткометражных художественных фильмов, две документальных ленты и клип «Революция», посвященный Евромайдану. Фильмы «Бычья душа», «Исповедь дьявола», «Последняя дуэль», «Прощай, коррида!», «7 миллиардов», «Людской зверинец», «Крик в тишине», «Нахлебники», «Инакомыслие», «Однажды в Украине» становились номинантами и лауреатами многочисленных отечественных и международных кинофестивалей, в частности, в США, Великобритании, Португалии, Германии, Греции, Замбии, Румынии, Франции, России. При этом мировую премьеру фильма о Майдане «Однажды в Украине»  в прошлом году могли посмотреть зрители самого большого международного фестиваля восточноевропейского кино Cottbus Festival of East European Cinema  в немецком Котбусе.  

– Игорь, расскажите, о чём ваш новый фильм с таким интригующим названием?

– Мне сразу захотелось ответить: о людях, лошадях и уродах. И о войне конечно. Когда я писал сценарий, моя цель была не просто снять очередной фильм о войне. Таких фильмов уже снято немало. Хотя сюжеты, место и время действия, бюджеты этих картин – разные, тем не менее, во многом фильмы о войне похожи. Я же хотел осмыслить, осудить, взвесить, посмотреть на войну со стороны, взглядом и мозгом не человека, а лошади, которая была втянута людьми в их конфликт и разборки. Нет, моя лошадь не говорит, открывая рот, человеческим голосом, но её мысли понимает и угадывает другой участник «этой войны среди людей», компаньон лошади, не умеющий не говорить, не писать, больной физически и психически человек, по кличке «Урод».

Наверное, если коротко попытаться сказать, о чем этот фильм, то это сторонний взгляд на «войну между людьми».

– Откуда возникла идея фильма?

– Когда больше года назад в Украине народ вышел на Майдан, у меня уже был сценарий художественного фильма о революции. Написал я его после того, как во Врадиевке была обезврежена группа милиционеров, убивающая и насилующая женщин. И когда восстал простой народ, разгромили райотдел милиции и пошел ходой на Киев, я понял, что не все еще превратились в рабов и быдло. Я уверен, что эти события во Врадиевке стали первой ступенью к Майдану. Поэтому, когда я приехал, с первого дня на Майдан, я уже знал, о чем будет моё кино под названием «Однажды в Украине». Это был фильм о революции, и о тех простых людях, которые вышли на площадь. С их судеб и переписывался сценарий, он так же видоизменялся в зависимости от событий, происходящих в то время. К сожалению, многое сказанное в фильме, стало пророческим. Таким образом, наш актёр, ещё 26 января 2014 года, за три недели до гибели Небесной Сотни, говорил в фильме, что власть будет стрелять, и многие погибнут. Конечно, я не считаю это предвидением, скорее для меня это было очевидно.

Тогда я не думал ещё, что буду снимать фильм о войне. И уж тем более о том, что будет война в Украине.

Последний съемочный день фильма о революции на Майдане, у нас прошел за три недели до смены власти в стране. Хотя интуиция мне подсказывала, что «продолжение возможно». Видимо поэтому, когда мы снимали конец фильма «Однажды в Украине», гибель главной героини (её застрелили) и её образ-душа, ушла и растворилась в тумане, нависшем над бескрайним полем, я решил на всякий случай снять её возвращение. И она выбегает с этого самого тумана, бежит через поле, символизируя, что она вернулась в этот мир.

Так и случилось. С этого начинается история фильма о сегодняшней войне – «О людях, лошадях и уродах…». Героиня выжила и со своим другом по Майдану, отправляется по следам человека по кличке «Идеолог», застрелившего их друга на Грушевского, а сейчас полевого командира, не подчиняющегося ни своим, ни чужим. Он захватил часть территорий Украины и провозгласил себя её полноправным хозяином. В результате: плен наших героев, пытки, лошадь, «просто люди» и «уроды».

– Как вы подбирали актёров для фильма?

– Вначале я отказался от медийных актёров и звезд. Я не хотел, чтобы они оттягивали внимание зрителей на себя и «замазали» собой историю. Затем я вообще отказался от профессиональных актёров в этой картине.  Когда-то Армен Джигарханян говорил мне, что невозможно переиграть собаку, кошку, лошадь, и вообще любое животное, потому что они настоящие, не искусственные, не напомаженные…. Именно поэтому я принял решение – как можно меньше актёрствования и игры! Я хотел, чтобы все были настоящими. Каждый подобранный персонаж в этом фильме не должен никого играть, а должен оставался самим собой. Так в главной роли у меня снимается инвалид детства, нетрудоспособный, больной ДЦП, полжизни проживший в интернате. Актриса второго плана – больная синдромом Дауна. В эпизодах – ещё более 10 инвалидов детства, а также другие характерные персонажи. Ну и, конечно же, лошадь, которую удалось спасти от бойни, тоже сыграла одну из главных ролей.

– Насколько тяжело было работать с людьми с ограниченными возможностями? Полностью ли справились они с режиссерскими заданиями?

– Тот уровень задач, который я ставил перед людьми с ограниченными возможностями, я старался учитывать в сценарии и в процессе съёмок. Например, у матери Анны, я консультировался, что именно интересно её дочке, больной синдромом Дауна, о чём она говорит и мечтает? На что получил ответ: «У неё есть знакомый парень, и она хочет за него замуж, и спрашивает, когда же они сыграют большую свадьбу, с красивым платьем, гостями и всем как у людей». Именно на этом я и построил её роль. С режиссёрскими заданиями все актеры справились в полном объеме, так как были естественны.

–  Вы сыграли в фильме главную роль?

– Скорее главную мужскую роль всё же сыграл Петька, больной ДЦП, инвалид детства. Моя же роль – всё же второго плана.

– Можно рассказать о том, как удалось спасти жизнь лошади?

– Мы хозяину старой больной лошади, который хотел сдать её на бойню, сделали предложение, от которого он не смог отказаться. За каждый съемочный день лошади мы платили ему как за полноценного актёра-человека. А также, пообещали снимать эту лошадь в наших дальнейших проектах и возможную фестивальную жизнь. Мы предложили лошади будущее.

– Где проходили съёмки фильма?

– Большая часть съемок проходила в Крыму, а также в городах Харьков и Киев.

– Расскажите немного подробнее о сюжете фильм.

– Это эпическая драма о событиях на Майдане и о войне в Украине.
Расстрел на Майдане не дает покоя бывшему активисту – убит его друг. Желая отомстить, он вместе со своей спутницей попадают в плен к полевому командиру, который никому не подчиняется и вершит самосуд. Обоих заложников определяют в семью троих братьев-боевиков, двое из которых воюют в отряде «Идеолога», а третий – инвалид детства по прозвищу «Урод», хоронит в реке безликие трупы войны. Заложница становится секс-рабыней старшего брата, а майдановца пытаются выгодно обменять. Определен срок в шесть дней, иначе смерть. Но череда возникших конфликтов разрывает семью боевиков изнутри.

– Обычно на съёмках фильмов о войне работают и консультанты. Кто-то помогал в работе над достоверностью того, что показано в фильме?

– Похожая история, показанная в нашем фильме, без сомнения могла произойти, когда угодно в любой стране и на любой войне, которую ведут люди. В консультантах не было потребности, хотя, конечно, такие писатели, как Михаил Арцыбашев и Лев Толстой внесли достаточный вклад в написание сценария.

 – Какие главные сложности были при работе над фильмом?

– Сложность номер один – это недостаточный бюджет, постоянная нехватка финансов и наличие на съёмочной площадке, хоть и не боевого, но оружия.

Также в фильме были каскадерские номера, которые исполнял инвалид детства, больной ДЦП – Павел. Это было связанно с достаточно бурным течением реки, где его и лошадь могло просто унести течением. Здесь нам пришлось серьезно потрудиться, так как дублёра-каскадера у нашего актёра не было.

– За чей счёт снимается фильм? Помогают ли городские власти или спонсоры?

– К сожалению, когда начались съёмки этого фильма, мы не думали где мы возьмём деньги, так как считали необходимым, чтобы такой фильм был. Основную часть работы мы уже сделали, процентов на 70. Часть денег пришлось взять в кредит, часть работ была выполнена на волонтёрских основах, за часть работ мы еще не рассчитались и для того чтобы фильм был окончательно закончен в задуманном, а не урезанном формате, нам требуется 96000 долларов. Именно для этого мы обратились к краудфандинговой платформе Indeigogo, чтобы совместным народным финансированием закончить этот проект! Помочь нам, можно зайдя на этот сайт и переведя приемлемую сумму.

– Известно, что изначально у фильма было другое название.

– Сначала рабочее название фильма было "Дикие". Но когда долго работаешь над проектом, то понимаешь, что первоначальное название не всегда полностью соответствует духу картины. Вследствие чего родилось другое название –  "О людях, лошадях и уродах..."

– Когда можно ожидать полностью готовой ленты?

– Фильм будет готов на 100% этим летом.

– Чего вы ожидаете от фильма?

– На фильм «О людях, лошадях и уродах…», конечно же, я возлагаю большие надежды и действительно хочу, чтобы этот фильм стал не очередным попкорновым развлечением, а философской притчей, заставляющей думать и меняться.  Считаю, что у него есть фестивальное будущее. И хотя, это кино не для всех, тем не менее, мне бы хотелось, что бы его увидело как можно больше людей. При этом для меня не так важно понравится этот фильм или нет, главное – чтобы зритель не остался равнодушным…

Интервью вел Игорь Магрилов
Фото: архив киностудии «Ступени»

image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image