На днях в Харькове завершились съемки документального фильма «Герой Украины Евгений Котляр», посвященного Герою Небесной Сотни общественному активисту-природоохраннику, члену экологической организации «Зеленый Фронт» Евгению Котляру. Режиссер и автор сценария фильма выступил председатель общественной организации «Зеленый Фронт» Олег Перегон. Я воспользовался своей давней и доброй дружбой с Олегом, чтобы узнать некоторые подробности о съемках этой такой нужной в это непростое время картины.

— Олег, в фильме собран большой документальный материал. Когда фактически начались съемки фильма?

— Можно сказать, что съемки этого фильма начались в 2010 году, когда харьковчане вышли защищать от вырубки Парк Горького. Только тогда мы еще не знали, что снимаем эту картину –  мы просто пытались спасти Центральный парк культуры и отдыха нашего города от строительства дороги и квартала бизнес-недвижимости вокруг нее. Квартал отбили, дорогу – нет. Все, что могли, снимали на видео и фото, поскольку понимали: происходит что-то ужасное, что-то такое, что не должно больше повториться.

Женя Котляр тогда еще не был Героем Украины, он был просто героем. Уже сейчас, просматривая видеоархивы, мы вдруг осознали удивительный факт: практически всегда и везде Женя был первым. Он первым принимал на себя удары милиционеров, присланных разгонять природоохранников, первым бросался на помощь избитым бандитами женщинам, первым становился на пути техники.

Стройка тогда была совершенно незаконной, решения о ее приостановке принимал комитет экологии Верховной Рады, правозащитники обратились в суды, но городские власти Харькова просто проигнорировали все это. А прикрывалось незаконное строительство подготовкой к Чемпионату по футболу Евро-2102, хотя стадион и другие объекты чемпионата находятся очень далеко от места строительства, совершенно в другой части города. Даже Вселенский Патриарх присылал свое письменное обращение к харьковским градоначальникам, просил остановить варварскую вырубку деревьев и ежедневное избиение людей. Но это письмо также было проигнорировано. Единственной эффективной защитой парка оказалась самоотверженная борьба харьковчан. Несколько месяцев в парке просуществовал лагерь защитников природы. Это был мирный протест, но снести лагерь властям не удавалось, ведь вокруг палаточного городка была настоящая крепость: больше десятка баррикад, сложенных из стволов уже срубленных деревьев, земли, камней, «противотанковые» рвы, другие укрепления останавливали, пусть и на время, даже самую мощную технику.

Каждый день лагеря был днем борьбы, днем сопротивления, противостояния, колоссального прессинга. Что говорить о простых защитниках природы, если в парке ежедневно избивали, унижали, запугивали журналистов, причем даже европейских. Сначала власть бросила против экологов милиционеров. Помню в один из дней, около 4 утра, больше сотни блюстителей порядка, выстроившись цепью, шли на палаточный лагерь, размахивая дубинками. Единственное, что тогда остановило кровавую бойню – это присутствие журналистов. Правоохранители начали «винтить» природоохранников, но, увидев камеры, отступили. И журналисты понимали это. Даже те, кто работал на провластных каналах и выпускал о нас гадкие сюжеты. Они оставались на ночь, зная, что присутствие их техники может спасти чью-то жизнь, одновременно они и сами не были защищены – их толкали, били, отнимали технику.

Жалобы правозащитников, разошедшиеся на весь мир кадры бесчинств милиции, заставили власти сменить тактику: милиция стала бесстрастным статистом, а для избиений граждан власти привлекли личностей бандитского вида. Их одели в черные одежды и дали бейджики с надписью «Муниципальная охрана». Хотя на самом деле никакого отношения к охране эти люди не имели. Они избивали активистов и журналистов, толкали, угрожали, отнимали фотоаппараты и мобильные телефоны.

Сменили тактику и мы. Мы решили, что власти не нарушат Уголовный кодекс, так же легко, как они нарушили законы, касающиеся строительства, сноса деревьев и т.д. И харьковские альпинисты начали круглосуточные дежурства на деревьях. Они поднимались на вершины 100-200-летних сосен, дубов, ясеней, сбрасывали страховку и оставались там, спускаясь лишь изредка. Смельчаки там ели, спали, некоторые ухитрялись даже работать там за ноутбуками. Среди них оказался и Женя Котляр. Мы были уверены, что он профессиональный альпинист. Дерево с ним спилили 2 июля 2010 года. Он был обречен на гибель, но чудом смог спастись, перепрыгнув на 15-метровой высоте с падающего на другое дерево по веревке (страховку он отцепил заранее).

И лишь работая над фильмом, мы узнали историю этого героя... Он не был альпинистом. Он был программистом, системным администратором. Придя в Парк Горького на защиту деревьев (а Евгений с детства буквально рос в этом парке, знал каждый его уголок), он очень быстро смог научиться пользоваться альпинистским снаряжением, потому что это было нужно для защиты деревьев. Он изучил премудрости верхолазанья меньше чем за неделю, а спустя еще несколько дней уже сам учил новичков. Он пришел в парк компьютерщиком, а ушел — промышленным альпинистом, его жизнь изменилась кардинальным образом, полностью.

— И все-таки, твой фильм посвящен герою Евромайдана, удалось ли как-то связать эти два события — защиту Парка Горького и Евромайдан?

— Разумеется, лагерь протеста в Парке Горького нельзя назвать прямым прообразом Евромайдана. Масштабы этих событий различны, да и цели несопоставимы. Мы тогда пытались отстоять уникальный парк, а майдановцы — всю страну. Но очень многие активисты Парка Горького впоследствии стали активистами Майдана, и Женя — один из них. Один из комендантов нашего палаточного лагеря в парке, Сергей Котляр (однофамилец Жени), стал впоследствии комендантом харьковской палатки на Евромайдане, летописец лагеря протеста в парке стал летописцем Майдана, засняв на видео практически все важные события, кадрами Игоря Гуденко воспользовались ведущие мировые агентства новостей, как и пять лет назад. Многие активисты защиты Парка стали активистами Майдана в Харькове и в Киеве. Все было похоже, и, все-таки, разница существенная. На Евромайдане мы потеряли Женю, нашего героя, нашего друга, нашего зеленого брата. Но если бы его на Майдане не было, жертв было бы больше, потому что он заслонил собой нескольких человек.

— Как я понимаю, он начинал с харьковского Евромайдана, а потом уже поехал на Киевский. Какую роль играл харьковский Майдан, насколько он бы важен для города?

— Харьковский Евромайдан стартовал одновременно с киевским, день в день. Когда в Киеве Мустафа Найем призвал своих друзей «выйти прогуляться», в Харькове вышло и осталось на ночь 15 человек. На следующий день – 20, потом – 100 и так далее. Женя пришел одним из первых. Он днем работал, а вечером и ночью находился среди протестующих. А как только пришло известие о зверском избиении майдановцев в Киеве – собрался и поехал туда. Тоже в первой группе харьковчан. Он всегда был среди первых. Во время борьбы, на акциях. А вот на тусовках, каких-то интервью, праздниках его никогда не было видно. Он не любил всей этой мишуры.

Насколько был важен харьковский Майдан? Это был глоток чистого воздуха в прогнившей и завонявшейся стране. Чувство свободы, понимание того, что Харьков – не серый злобный город, что Украина – не безвольная территория, в которой правят бандиты и негодяи. Это была возможность встретить лучших людей, профессоров, академиков, художников, поэтов, музыкантов, писателей. Это была возможность встретиться с единомышленниками, пообщаться и сказать правду о том, что происходит: о воровстве чиновников, взяточничестве, незаконном строительстве и незаконных рубках. Очень часто поднималась тема экологии, тема зоозащиты, ведь в Харькове до сих пор наблюдается зверство по отношению к бродячим животным, городская власть не поменялась, и ее убожество осталось прежним.

Харьковский Евромайдан — это была база для киевского. Здесь собирали деньги, вещи, лекарства для Киева. Здесь же люди договаривались ехать в Киев. Ежедневно наш Майдан связывался с Киевским, координировались действия и с другими майданами: Донецким, Симферопольским, Львовским, Полтавским, борьба действительно была всенародной. Если бы региональных майданов не было, Киевский выстоял бы вряд ли, потому что там постоянно требовались люди, не хватало элементарных вещей: теплой одежды, медикаментов (ведь люди начинали болеть из-за постоянного нахождения на холодном воздухе), касок, обуви и так далее. Всем понятно, что в Киеве на Майдане было опасно находиться, что там и избивали правоохранители, и убивали. Но и в Харькове те 2-3 тысячи людей, которые постоянно выходили на Майдан (лишь несколько раз нас было больше 5 тысяч, а однажды — собралось больше 50 тысяч), подвергались смертельной опасности. Например, член нашей организации Дмитрий Пилипец, который стал координатором Харьковского Евромайдана, однажды получил 15 ножевых ранений сразу после окончания митинга. Чудом остался жив. Буквально каждую неделю кому-то поджигали машину из активных евромайдановцев или журналистов. Несколько раз обливали майдановцев зеленкой, бросали петарды, обмотанные пленкой с металлическими предметами (гвоздями, гайками, болтами) и так далее. Постоянно звучали угрозы, как со стороны властей, так и со стороны криминалитета.

— Как ты вдруг решился снять фильм?

— Наша общественная организация раньше фильмов не снимала. Но творческих людей в «Зеленом Фронте» немало. Идея фильма возникла очень просто. После того, как Женя Котляр был расстрелян на Майдане беркутовцами и добит снайпером, мы все словно осиротели. Он был не из тех людей, которые бросаются в глаза. Он был не из тех людей, которые всегда на виду. Но он реально был центром притяжения, или, правильнее, центром равновесия. Вот уже год в нашей общественной организации, возникшей из активистов, защищавших «Парк Горького», таким центром стала память. Память о Жене. На одном из траурных мероприятий мы встретились с отцом Жени – Николаем Ивановичем Котляром. Он попросил нас поискать в архивах какие-то фото- и видеозаписи его сына, ведь Евгений очень не любил фотографироваться и сниматься на видео. Мы провели большую поисковую работу, которая продлилась около месяца, и нашли много видеодокументов и фотографий с участием Жени Котляра. Тогда Николай Иванович высказал идею, мол, все это можно смонтировать, чтобы получился фильм. Он обратился к друзьям и знакомым Жени и попросил их написать воспоминания о нем. Эти тексты оказались неожиданными, нам открылась многогранность этой неординарной личности. И тогда возникла идея снять фильм с полноценным сценарием, дать в нем слово друзьям и родным Жени, попытаться передать зрителям наши воспоминания об этом замечательном человеке.

Приступая к фильму, мы планировали сделать его 25-минутным, короткометражным. Именно с таким сценарием мы приступили к работе в конце декабря прошлого года. Но на каждом шагу нас подстерегали неожиданности. Оказалось, что вокруг Жени постоянно происходили необычные события, он смог собрать вокруг своей судьбы интереснейших людей, неординарных личностей, немало среди них и настоящих героев. Мы начинали снимать фильм про Женю, Героя Украины, Героя Небесной Сотни, а получилась картина о множестве героев, о тех людях, которые сумели преодолеть свой страх и сделали что-то значительное, важное, необычное – победили кровавый режим Януковича, отстояли от застройки Парк Горького, во многом изменили мировоззрение украинского народа.

Увы, фильм длится всего час. Мы не решились сделать его более длинным. Очень многое в картину не вошло. «За бортом» остались школа, в которой учился Женя (там в музее на днях открыли мемориальный стенд, посвященный нашему герою), друзья детства, соседи по последней ночевке на Евромайдане, товарищи по работе, общественной борьбе, друзья. А это значит, что впереди – еще один фильм о Жене, фильм, который мы будем готовить все вместе.

— Картина сделана по профессиональным канонам, но больше телевизионным, чем кинематографическим. С чем это связано?

— Выбирая стилистику фильма, мы ориентировались и на кино- и на телезрителя. Мы надеемся, что фильм пройдет и по школам, и по кинотеатрам. Поэтому постарались сделать каждый кадр «читаемым» и на большом, и на маленьком экране. Еще одна задача – дидактическая, мы хотим, чтобы люди знали даты событий, помнили о том, как происходила Революция Достоинства. Но при этом мы сосредоточились не на официальных информационных сообщениях, а на чувствах и переживаниях людей, их эмоциях. Главное в картине – подлинность каждого кадра. Нам удалось найти видеозаписи самого Евгения, его голос, сохранившийся в одном из телесюжетов о событиях в Парке Горького.

Хочется отметить, что документальная кинокартина создана нами на волонтерских началах. Ни копейки денег мы не взяли ни у спонсоров, ни у государства, ни у благотворителей. Вся техника, которая использовалась для съемок, частная, хотя и качественная. Мы обратились к телеканалам с просьбой предоставить нам оригиналы видео с Женей в хорошем качестве. Ни один телеканал не отказал. Мы очень благодарны таким коллективам как «Вавилон 13», «АТН», лично Сергею Попову, Александру Донченко, Марине Николаевой. С их помощью удалось разыскать исторически важные кадры в качестве, пригодном для показа на большом экране. 90% съемок – наши собственные. Лишь небольшой процент видео нам предоставили телекомпании, а два 10-секундных фрагмента – записи эфиров телеканалов, которые, к сожалению, не сохранили в архивах исходные записи журналистов.

Те, кто снимал в экстремальных условиях – на Майдане и в Парке Горького, безусловно, герои. Но один из них заслуживает особого упоминания. Это – харьковчанин Игорь Гуденко. Именно он сделал видеокадры расстрела своего друга и «зеленого побратима» Евгения Котляра. Хотя сам в момент съемки и не понимал, кто находится перед ним. Он лежал под пулями, рядом с ним падали сраженные насмерть майдановцы, а он снимал для истории, не имея уверенности в том, что останется в живых. Игорь – это настоящий герой, и я горд тем, что работал над фильмом с этим прекрасным человеком. Он стал оператором, монтажером и звукооператором картины.

— Кто еще работал над фильмом?

— Один из лидеров Харьковского Евромайдана – Владимир Чистилин – принял участие в съемках, организовав интервью с основными действующими лицами, став соавтором части картины, а харьковский режиссер-документалист Дмитрий Коновалов взял на себя съемки интервью. Так родился этот фильм, который мы сделали от чистого сердца, сделали в память о нашем друге, нашем Герое. Конечно, очень большую поддержку нам оказали герои фильма – те люди, которые уделили время, поделились воспоминаниями, иногда съемки приходилось прерывать из-за того, что люди не могли сдержать слез. Но не отказался от участия в фильме ни один из тех, к кому мы обращались.

— Как восприняли фильм харьковчане?

— Очень хорошо. Допремьерный показ состоялся на поминках в день годовщины гибели Жени, 21 февраля. Родственники, друзья, экологи-общественники, активисты Евромайдана, благодарили создателей фильма, то есть нас. Женщины плакали.

Затем мы разместили наш фильм на сайте «Зеленого Фронта», за несколько дней он набрал около 900 просмотров. Наши коллеги со всей Украины высоко оценили эту картину, вроде бы ее даже отправили на какой-то конкурс. Но нас самих ее качество слегка не удовлетворяло, поэтому мы решили переделать некоторые моменты. Еще почти месяц ушел на эту работу: мы заменили архивное видео на видео лучшего качества, поработали над музыкальным сопровождением картины, обработали фотографии. На днях мы заменили картину на сайте новой, улучшенной версией, теперь фильм готов к показу и на большом экране. В ближайшие дни планируем премьеру в одном из харьковских кинотеатров, дальше – Киев, где мы хотим организовать показ в одной из библиотек. Так как наша общественная организация является волонтерской и не имеет банковского счета, будем проводить премьеры в тех помещениях и городах, где можно будет обеспечить бесплатный вход для публики, и не надо будет оплачивать помещение и использование аппаратуры.

— Обычно у режиссеров и авторов фильма спрашивают о творческих планах. Есть ли они у вас, или ваша творческая группа распадется?

— Нет, у нас большие планы. Мы хотим снять фильм-продолжение, куда войдет все то, что не вошло в первый фильм о Жене. А еще – хотим снять фильм о нашей общественной организации «Зеленый Фронт». Есть и другие задумки. Работать вместе нам понравилось, впрочем, совместная работа не ограничивается только этим фильмом, ведь Игорь Гуденко является координатором общественной организации «Зеленый Фронт», а я – ее председателем. Многие из тех, кто участвовал в съемках фильма, активисты «Зеленого Фронта».

— Для того, чтобы снять подобный фильм, нужны определенные навыки. Тебе пригодился твой журналистский опыт? Есть в вашей команде еще журналисты?

— Конечно. Я много лет проработал журналистом, был автором и редактором нескольких телепередач на Харьковском областном телевидении. Игорь – тоже журналист, правда, внештатный, как оператор он не имеет равных, так как всегда угадывает, где произойдет событие, и оказывается там заранее. Например, снятый им однажды во время недавних событий в Харькове кадр, на котором милиционер отдает задержанному бандиту нож и отпускает его, облетел весь мир, имеет больше миллиона просмотров. Кадры Майдана, снятые Игорем, вошли во множество фильмов о Революции Достоинства, ими воспользовались ведущие мировые агентства. Володя Чистилин и Дима Коновалов — журналисты с большим стажем и опытом. Так что картину делали профессионалы.

— Ты мне говорил, что работа над фильмом была тяжелой. Чем это вызвано?

— Когда снимается фильм или телепередача, режиссер дает оператору задание, тот отправляется на место и снимает. В основе же нашего фильма лежат архивные съемки. Их невозможно переделать, сказать оператору, сними то, сними это, держи камеру так, а не эдак. Во время съемок некоторых кадров операторы подверглись избиению, так что о качестве кадра говорить не приходится. Нам пришлось просмотреть сотни часов видеозаписей, чтобы найти на них Женю, разыскать моменты, необходимые для создания картины. Но наши архивы были в плохом качестве, в основном, скачанные через ютюб. Следующим этапом стал поиск исходников, первоисточников. Мы нашли операторов, которые снимали в Парке Горького, но не у всех из них сохранились эти файлы. Мы стали искать журналистов, которые собирали эту информацию в 2010 году, и в их архивах наткнулись на уникальные записи, неизвестные ранее. Собственно, из-за этой находки нам и пришлось переделывать фильм после допремьерного показа. По несколько десятков раз нам пришлось отсматривать и кадры с Майдана. Игорь заснял все, на его кадрах мы видим страшные моменты, кровь, смерть людей. Мы долго думали, и много раз просматривали каждую отснятую секунду. Это было морально очень тяжело. В конце концов, остановились на том варианте, который можно показывать детям. Самое страшное – оставили за кадром. Этот фильм для нас – памятник нашему другу, памятник прекрасному человеку. Мы хотим, чтобы его запомнили живым, веселым, жизнерадостным и добрым. Мы хотим, чтобы правда о его подвиге сохранилась навсегда.

Интервью вел Игорь Магрилов
Фото: из архива харьковского «Зеленого Фронта», Игорь Гуденко, Василий Пономарев, Александр Богданис, Олег Перегон, Денис Колесниченко, кадры видеохроники из фильма

Посмотрите, пожалуйста, фильм «Герой Украины Евгений Котляр» – страна должна знать своих Героев.
Благодарим Олега Перегона за предоставленные фото. Мы их специально не обрабатывали и не улучшали качество. Многие снимки сняты в экстремальных условиях, это уже история и мы не решились что-то менять.
На первых снимках изображен Евгений Котляр, его участие в борьбе за харьковский Парк им. Горького, Женя в Киеве, его последние минуты на Майдане…
Ниже снимок с отцом и открытие мемориального стенда в СШ № 4, в которой учился Женя.
Далее следуют три снимка, на которых Олег Перегон, и кадры с акций харьковских экологов из «Зеленого Фронта».

image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image