О том, как прошел какой-либо перформанс, рассказать практически невозможно. Перформанс нужно видеть. Да что там видеть, если зачастую даже увидев, не можешь понять, что же хотел сказать художник. Поэтому, когда я узнал, что состоится перформанс ныне модного в Берлине Миши Бадасяна в соавторстве с Ксенией Телеповой, решение было принято моментально: нужно идти.
Миша Бадасян – фигура уже, можно сказать, культовая. О его смелых акциях не только все говорят, про него пишут уважаемые СМИ Германии, Испании, Польши, Армении…
И вот я в арт-галерее SomoS. Зрителей еще не много, но действие, похоже, практически началось. Итак, о самом перформансе. Стояла себе девочка в белых трусах, держала в руках миску с водой и никого не трогала. И тут появляется мальчик в таких же белых трусах и начинает поливать девочку водой, пока просто не выплескивает все содержимое миски на ее голову. Теперь уже стоит девочка вся мокрая, а в голову так и лезет известный стишок: «Никогда не унывай, волю ты воспитывай. Обоср…, сорри, окатили – обтекай, не умеешь – впитывай!» А мальчик тем временем начинает неистово дуть на волосы девочки, высушивая их аки фен. Причем, дует с таким усердием и в таком темпе, что обычный человек упал бы от головокружения и нехватки кислорода в легких на третьей минуте спектакля. По всей видимости, волосы он таки подруге высушил. Вот, собственно, и все. Актеры покидают импровизированную сцену, оставляя после себя только мокрое место. Аплодисменты, конец представления.
Только что виденное носит название BLOW-BLEW-BLOWN, что можно перевести с английского, как «Дуть-дул-подул». Каждый волен понимать, как хочет. Для тех, кто понимать увиденное решительно отказывается, напечатано разъяснение с такими философскими строками: «Два одиночества – одно разочарование/Два первых слова – одно предложение/Два голых тела – один организм/Две забытых судьбы – одна надежда/Два поворота – один круг/Два поцелуя – одна любовь/Две руки – одно рукопожатие/Две ноги – один забег/Два крыла – одна птица/Две мечты – одна жизнь». Опять ничего не поняли? Ну, кто вам доктор? Перформанс и есть перформанс – не всем так вот сразу и въехать в его смысл.
Собственно поэтому после шоу Миша с Ксенией и сели кружком со своими зрителями, чтобы обсудить увиденное, да и вообще поговорить за жизнь со старыми и новыми друзьями.
Кстати, несмотря на то, что Ксения впервые выступили в дуэте с Мишей, в перформансах она не новичок. Впервые она «засветилась» 4 года назад на московском Фестивале молодого искусства «Стой! Кто идет?» Как сказала, Ксения вашему корреспонденту, по ее ощущениям, все прошло хорошо. И атмосфера была именно той, на которую она надеялась. Что касается идеи перформанса, то ее, по мнению Ксении, хорошо выразила одна из зрительниц в процессе обсуждения – была показана власть одного человека над другим, когда один человек может влиять на другого, когда один человек может изменить другого, даже не касаясь его… Вот так и выстраиваются отношения между людьми в нашем мире. А если говорить более глобально, так выстраиваются отношения между двумя феноменами, между двумя системами…
Ну, теперь-то поняли, наконец?
Тут Мишу перестали обнимать многочисленные друзья, и мне удалось выдернуть его на разговор. Передаю краткое содержание услышанного. Для Миши провокация – это самый простой способ донести до людей свое послание. Но провокация – не самоцель, Мише интересно, когда есть какая-то загадка, недосказанность, когда смысл читается между строк. Какое послание хочу донести? Прежде всего то, что люди не должны бояться принимать решения. Мои перформансы пытаются избавить их от этого страха. Почему я обнажаюсь? Обнажение – это свобода, а одежда – это уже символ, социальный продукт, который нужно было бы объяснять. Это не эротика и не порно, как считают некоторые. Они не понимают, что это просто освобождение… Что для меня табу в перформансах? Это использование животных, тем более, что животные сами по себе – перформанс.
Вот с этим я с Мишей полностью согласен. А вот по поводу того, какой символ таили в себе белые трусы актеров, и проникся бы я идеей перформанса полнее, если бы Ксения вышла без этого социального продукта на теле, я, надеюсь, поговорю с ребятами в следующий раз.
Художники – они такие художники…
Текст/фото: Игорь Магрилов