Из нашего предыдущего интервью с главой Государственного агентства Украины по вопросам кино Филиппом Ильенко вы узнали, что 2017 год стал очень успешным для украинской кинематографии, которую страна активно поддерживает финансово. Но есть в Украине и независимое кинопроизводство, когда ленты снимаются исключительно за частные деньги.

Основатель киевской компании Solar Media Entertainment, продюсер Сергей Лавренюк не только привлекает государственные деньги для съёмок кино, но и производит фильмы за свой счёт. За его плечами такие известные ленты, как молодёжная комедия «#SELFIEPARTY» и «народный блокбастер» «DZIDZIO Контрабас», ставший первым украинским фильмом окупившемся в отечественном прокате. К фильму Марыси Никитюк «Когда падают деревья», который поборется за награду в программе Panorama Berlinale, Solar Media Entertainment также имеет самое непосредственное отношение.

Отвечая на вопрос о том, сколько финансов нужно вложить в фильм, чтобы он выстрелил, Сергей сказала, что на сегодняшний день «планка выставлена» от 20 млн до 25 млн гривен. «Обратным счётом» примерно половину забирают кинотеатры, ещё какой-то процент забирают дистрибьюторы, что-то уходит на промо, и только 30-35% -та сумма сборов, которая возвращается правообладателю. Если, скажем, 22 млн гривен разделить на три – получается семь с копейками млн, что составляет чуть больше 200 тысяч евро – вот приблизительно такой фильм можно окупить в украинском прокате.  То есть, фильм окупается если на него было потрачено до 200 тысяч евро, и его посмотрело свыше 300 тысяч зрителей в кинотеатрах. Такие вот базовые цифры, которые могут обозначить окупаемость ленты.

Смотрят украинские фильмы и за границей. Продаются права на их прокат и демонстрацию в интернете даже Китаю. Есть они и в Amazon Prime, и на украинской платформе Megogo, которая доступна во всех странах. Нельзя забывать и о том, что люди с украинскими корнями, живущие в разных странах, тоже с большим интересом смотрят новое украинское кино.

Сергей не только вкладывает собственные и привлечённые деньги в съёмки фильмов, но и сотрудничает с Госкино. Так у него есть два проекта при поддержке государственного финансирования – триллер «Эгрегор», работа над которым ведётся уже два года, и очень серьёзная работа в копродукции с Францией и Исландией «Женщина на войне». Есть надежда, что на ближайших фестивалях класса А этот фильм прогремит так же, как гремит сейчас фильм «Когда падают деревья».

Почему одни фильмы получают государственную поддержку, а другие снимаются за частные деньги? Сергей говорит, что есть процедура питчингования, когда продюсеры представляют свои проекты. Раньше процедура проводилась в два этапа – презентация сценария и творческой группы, а дальше открытый питчинг, который демонстрируется в онлайне, и где продюсеры и режиссёр представляют свой проект и отстаивают его перед специальной комиссией экспертов. Лишь после этого принимается решение о государственном финансировании в том объёме, который они просят, или в меньшем.

Независимые проекты создаются после того, как не прошли питчинг, или просто по желанию продюсеров не обращаться за помощью к Госкино, если они чувствуют, что есть возможности самим сделать кино. И таких фильмов в Украине уже достаточно много. Это параллельные процессы, которые хорошо соседствуют друг с другом.

Нужно сказать и о том, что если фильму оказывается государственная поддержка, то никакого давления – ни творческого, ни административного – на создателей ленты со стороны Госкино не оказывается.

Текст/фото/видео: Игорь Магрилов

image image image