Как всегда, параллельно с открытием Berlinale в Берлине начал свою работу и Европейский кинорынок (European Film Market). Традиционно представлена тут и Украина. Именно на национальном стенде, обустроенном Государственным агентством Украины по вопросам кино и Ассоциацией киноиндустрии Украины, я и взял для наших читателей интервью у главы Госкино Украины Филиппа Ильенко.
Филипп Ильенко считает, что без всякого сомнения 2017 год стал переломным для украинского кино на пути его возрождения. Впервые за всё время украинской независимости страна получила полноценный осенний сезон кинопремьер – больше десятка украинских фильмов вышли в прокат и смогли успешно конкурировать с зарубежными лентами. Несколько раз были установлены рекорды по кассовым сборам для национального кино на внутреннем рынке, рекордсменом тут стал фильм «Киборги».
Несколько цифр, которые могут охарактеризовать работу украинского кино в минувшем году. Только при поддержке Госкино было произведено 47 фильмов, из них 17 полнометражных игровых. 12 фильмов – это дебютные короткометражные ленты, следовательно, молодые режиссёры получили возможность реализовать себя. 13 фильмов – полнометражные документальные фильмы, и можно сказать, что сейчас украинская кинодокументалистика является лидером украинской киноиндустрии.
Для сравнения можно напомнить, что в 2016 году в Украине при поддержке Госкино было выпущено всего четыре полнометражных игровых фильма. Если брать общее количество завершённых при поддержке государства фильмов, то в 2015 году их было всего 11, в 2016 – 35, а в 2017, как было сказано выше, уже 47. Это очень серьёзная динамика.
Украинские фильмы не только выходят в прокат, но и принимают участие в международных кинофестивалях. В 2017 году украинские ленты участвовали в конкурсных программах половины фестивалей класса А. Всего таких фестивалях 15, и в 7 из них были представлены украинские фильмы. На некоторых фестивалях украинских лент было больше, чем одна.
Также можно говорить о серьёзных изменениях в области украинской киноотрасли. В минувшем году был одобрен новый закон о государственной поддержке кинематографии, идёт серьёзная работал по имплементации его положений. Это позволяет рассчитывать на дальнейшее динамичное развитие украинского кино.
Если говорить об объёмах государственного финансирования кино в Украине, то в 2017 году это было 500 млн гривен. В этом году – сумма аналогичная. Из этого примерно 480 млн гривен идёт непосредственно на фильмы. Остаток пойдёт на финансирование различных мероприятий и стендов, таких как на нынешнем Европейском кинорынке. Кроме этого ещё 500 млн гривен на поддержку кино выделило и Министерство культуры.
Говоря об именах, которыми сейчас может гордиться украинское кино, Филипп Ильенко прежде всего назвал Марысю Никитюк, чей дебютный полнометражный фильм «Когда падают деревья» представляет Украину на нынешнем Berlinale и будет бороться за награду в рамках программы «Панорама». Это можно считать очень большим успехом украинского кино.
Можно гордиться и другими украинскими режиссёрами, прежде всего Ахтемом Сейтаблаевым, который в прошлом году снял сразу два фильма при поддержке государства. Его фильм «Киборги» стал абсолютным кассовым рекордсменом.
Громка прозвучали в прошлом году и имена Марины Степанской, Олеси Моргунец-Исаенко, Дмитрия Томашпольского, Владимира Тихого, Зазы Буадзе, Юрия Ковалёва, Романа Бондарчука, Аркадия Непиталюка, Александра Денисенко, Александра Итыгилова.
Также нужно сказать и о фильмах, которые снимались без государственного финансирования. Прозвучали и были наиболее финансово успешными «Инфололик», «DZIDZIO Контрабас» и фильм этого года, хотя он и был закончен в 2017 году, – «Свингеры». «DZIDZIO Контрабас» стал первым фильмом в истории нового украинского кино, который полностью окупил себя за счёт внутреннего прокатного рынка.
Если говорить о комедийном жанре и о фильмах, которые в производственном плане являются малобюджетными, то они могут окупиться в украинском прокате. Но если говорить о развитии украинского кино в целом, то пока представить его без государственной поддержки невозможно.
Текст/фото/видео: Игорь Магрилов