Не так давно в Берлине побывал известный израильский философ и теолог Пинхас Полонский, который в помещении еврейской общины на Ораниенбургер штрассе прочел лекцию «Иудейство, христианство и ислам: Израиль воюет на два фронта – религиозная основа сегодняшнего мирового конфликта».
Рав доктор Пинхас Полонский – автор несколько десятков книг, статей, видео и аудио-курсов на русском, английском и иврите. Он известен всему миру как составитель иврит-русскоязычных сидурим «Шаарей тефила – Врата молитвы», по которым молится значительная часть прихожан, автор множества философских, исторических и историко-географических книг об иудействе и его связях с другими религиями от древности и до наших дней, биограф и последователь раввина Авраама Ицхака Коэна Кука, который создал теологическую основу современной ортодоксии и примирил мир иудейской религиозности со светским государством Израиль.
Пинхас Полонский еще до отъезда в Израиль подпольно преподавал в Москве тору, самиздатом издавал пособия по иудаизму и семь лет числился «отказником». Сейчас он является старшим научным сотрудником и преподавателем Ариэльского университета в Самарии, руководит деятельностью русского отдела организации «Брит Олам», которую возглавляет раввин Ури Шерки. Пинхас Полонский исповедует модернистский религиозный сионизм. Для многих его взгляды слишком радикальные, например, он считает необходимостью модернизацию религии, находит религиозно ценными науку и искусство, допускает, что женщины могут читать и комментировать в синагоге Тору, является сторонником молитв евреев на Храмовой горе, готов к диалогу и взаимопониманию с христианством…
Я встретился с Пинхасом Полонским и записал небольшое интервью, за что выражаю благодарность за содействие профессору Борису Шапиро (Boris Schapiro). Наш разговор получился недолгим, но зато интересным, поэтому настоятельно советую вам полностью посмотреть это видео.
Пинхас Полонский рассказал, что он занимается современным религиозным ортодоксальным модернистским иудаизмом. Обычно в еврейской диаспоре существует представление, что есть ортодоксы и реформисты, а в Израиле ситуация совершенно другая – есть два направления внутри ортодоксального иудаизма – классическое, которое можно встретить достаточно часто, и модернистское (религиозный сионизм). В Германии, в отличие от Израиля, последнее направление не очень распространено. Те, кто его придерживается, с одной стороны, полностью соблюдают религиозные заповеди, а с другой, активно участвуют в жизни государства, служат в армии, построили поселения в Иудеи и Самарии. Религиозный сионизм создал Рав Кук, который был главным раввином Израиля в начале ХХ века.
В своих книгах Пинхас Полонский стремится показать иудаизм как развивающееся динамическое учение, которое опирается на прошлое, но при этом рассматривает развитие человечества, социума, науки, культуры, искусства как некое божественное слово, которое к нам обращено, и при помощи которого нужно модернизировать религиозные подходы. Можно сказать, что это ответ иудаизма на вызовы современности. При этом исследователь подчеркивает, что речь идет не о реформизме, а именно о модернизации – это можно сравнить с надстройкой новых этажей в старом доме. Старые этажи не разрушаются, они сохраняются, но дом обновляется. Необходимо не уменьшение заповедей, а увеличение их смысла.
Это направление основано на каббале, и тут важно, что каббала не должна быть оторвана от иудаизма. Каббала – это интегральная часть иудаизма. Религиозный сионизм очень распространен в Израиле, половина ортодоксов являются модернистами. Хоть это направление интегрировано и со светской жизнью и с религиозной жизнью в Израиле, Пинхас Полонский выражает сомнение, что оно может сгладить конфликт между светскими евреями и харедим. Но этот конфликт не затрагивает религиозных сионистов, поскольку они принимают активное участие в жизни страны.
Говоря об отношениях иудаизма с другими религиями, Пинхас Полонский отметил, что есть две дочерние религии иудаизма – ислам и христианство. В прошлом в отношении веры всегда был конфликт с христианством. Сегодня в основном конфликт с исламом. Это конфликт не в отношении веры, а в отношении власти. Когда-то христиане хотели обратить евреев в свою веру, когда те жили в их странах, но у них не было претензий к государству Израиль. У мусульман же, наоборот – у них не было претензий к иудаизму, когда евреи жили в мусульманских странах, но у них конфликт именно с Израилем. Для них еврейское государство внутри мусульманской области абсолютно не допустимо.
– Конфликт с исламом – это конфликт военный, конфликт силы. А отношение с христианством – это отношение веры. Это совершенно разные два типа конфликта.
Наши отношения с христианством очень сильно поменялись за последнее время. Христианство в большой своей степени – все католики и половина протестантов – отказалось от всех попыток обратить евреев в христианство. И, наоборот, сегодня христианские фундаменталисты в Америке – это просто главные союзники Израиля, евангелисты всегда выступают за Израиль, Республиканская партия всегда поддерживает Израиль. Поэтому христианство, которое всё больше осознаёт себя как дочернюю религию иудаизма, которое пользуется всеми еврейскими текстами, очень сильно трансформировалось в виду создания Государства Израиль. Сегодня всё больше фундаменталистское христианство становится скорее союзником евреев, чем противником. Именно потому, что мы перешли от еврейства диаспоры к еврейству Израиля. А с исламом – наоборот. Ислам становится всё больше нашим противником. И в перспективе, когда-нибудь, когда ислам перевоспитается, он, может быть, снова станет нашим союзником, постепенно. Но до этого очень далеко. Сначала мы должны победить ислам в прямом военном столкновении.
Поэтому нужно осознать, что конфликт Израиля с исламским миром, это не конфликт за территорию, или не конфликт за чьи-то права, свободы, это конфликт существования. На сегодняшний день они не могут примириться с нашим существованием как отдельного государства. С евреями-индивидуумами они примириться могут, с Израилем как государством они религиозно примириться не могут. Они могут перестроиться, они могут изменить свои религиозные представления, как изменили их христиане, которые перестали обращать евреев в христианство, которые переосмыслили этот вопрос, но для этого переосмысления мы сначала должны победить в войне. После того, как мы победим джихадизм и исламизм, после этого мы построим с исламом вполне хорошие отношения. Вот тогда действительно можно будет сделать мир, но не раньше.
Текст/фото/видео: Игорь Магрилов