В Берлине в Kino International открылась очередная «Неделя российского кино». Поскольку ее главным спонсором является компания GAZPROM Germania, перед входом в кинотеатр с транспарантами в защиту Арктики расположились представители Greenpeace. Они раздавали всем любителям кино листовки с фотографиями задержанных за акцию на нефтяной платформе «Приразломная» в Печорским море экологов и членов экипажа ледокола Arctic Sunrice.
В самом кинозале среди зрителей восседал гринписовский белый медведь. Впрочем, вел он себя совершенно цивилизованно, а не как арктический хищник. Совсем немного попозировав фотографам с плакатом, «медведь» снял декоративную голову и приготовился смотреть фильм.
Официальная часть началось традиционно – с показа рекламного ролика, снятого немецкими и российскими студентами. После чего эта дружная команда вместе с главными героями трейлера предстала перед присутствующими. После этого с непродолжительными речами выступили директор «Недели российского кино в Берлине» Юлия Кунис, атташе по культуре Посольства РФ в ФРГ Сергей Магута, генеральный директор компании «Интерфест» Григорий Подземельный, продюсер картины «Географ глобус пропил» Валерий Тодоровский и режиссер этого фильма, открывавшего нынешнюю Неделю, Александр Велединский.
А после этого, собственно, и начался сам фильм. Даже удивительно, что он был снят всего за 33 съемочных дня. Отличная режиссерская работа, великолепная игра известных и совсем юных актеров, высокопрофессиональная работа оператора и художника картины. Не хочется тут цитировать чужие рассуждениями о фильме и рецензии кинокритиков, поэтому ограничусь своим личным непрофессиональным мнением. Как человека, много лет отдавшего педагогике, меня, прежде всего, интересовало, как же показана сама школа и взаимоотношения между учителем и его учениками. Что сказать, придраться есть к чему, особенно к организации похода школьников, при этом какого-то нереального уровня сложности. Но сейчас писать об этом совершенно не хочется, поскольку это скорее вопросы не к режиссеру, а к автору книги. Хотя… Что касается самого главного героя, которого многие причислили к категории современных «лишних людей», то, как по мне, это обычный пофигист, коих много. Совершенно не редкое явление в наше время. «Опускают» ли его ученики или наставляет рога старый друг – ему плевать. При этом показательно, что он любим всеми окружающими его женщинами. Кто-то тащит его в постель из жалости, кто-то из мести своему любовнику, кто-то от скуки… Даже жена, которой он своим пофигизмом осточертел до чертиков, и та в результате остается с ним. По привычке…
После сеанса зрители не разошлись, а закидали Александра Велединского вопросами. Чему он был чрезвычайно рад. Я тоже не удержался от вопроса. Дело в том, что в фильме из уст героини прозвучала ненормативная лексика. Немногословная, но очень ядреная. Вот я поинтересовался, были ли у режиссера с этим проблемы, исходя из того, что в современной России благодаря усилиям некоторых особо рьяных депутатов, которые видят оскорбление нравственности везде, где только можно, даже некоторые интернет-сайты уже пострадали, не отразиться ли это на возрастном цензе людей, допущенных к просмотру фильма и готов ли он к тому, что на телевидении эти слова просто «запикают». Поскольку переводчицей была немка, она, видать, эти слова во время просмотра фильма пропустила мимо ушей, поэтому у нее возникли сложности с переводом моего вопрос на немецкий для определенной части зрителей. Она даже попросила меня повторить эти слова, на что мне пришлось ответить интеллигентным отказом.
Александр Велединский, конечно, в переводе и повторениях не нуждался, поэтому первым делом сказал, что полностью согласен по поводу таких вот депутатов. Что касается всевозможных запретов депутатов, его хороший друг как-то сказал, что, например, закон о запрете показа алкоголя на экране мог быть написан только после похмелья. Что касается самой ненормативной лексики, то он сказал, что в России говорят, что мат – язык войны. А главная героиня находится на войне. На войне со своим мужем. Поэтому мат тут совершенно оправдан, да и то звучит только два слова. Для того, что бы оставить фильму категорию 16+ ему посоветовали эти слова «поприжать». Но поскольку тон-режиссер у него хороший, он «поприжал» так, что эти слова стали слышны еще лучше. К тому, что эти слова «запикают» на телевидении Александр Велединский относится спокойно, но если останется только «на х…» - и то хорошо.
После общения с Александром Велединским зрители перешли в фойе, где под музыку диджея Юрия Гуржи могли попробовать русские пирожки и поспорить, удалась ли режиссеру концовка фильма или нет.
И еще. В январе по российскому Первому каналу будет показан четырехсерийный фильм Александра Велединского «Ладога», в котором снимались и немецкие актеры. У вас есть эксклюзивная возможность увидеть их на заключительном снимке нынешнего фоторепортажа. Итак, на фото слева направо: Кай Видо Майер (Kai Wido Meyer), Александр Велединский, Каролина Петрова (Karolina Petrova) и Олег Мушловин, который является агентом актеров и опекал их на съемочной площадке.
Текст/фото: Игорь Магрилов