В Берлине в Galerie Kungerkiez открылась выставка «Мелодии света» молодого самобытного художника из Кыргызстана Самата Ишенбекова. Самат привез 45 интересных картин, выполненных маслом на холсте в различных техниках современной живописи – от реализма и до абстракционизма, модернизма и структурализма. На полотнах изображены как традиционный быт, так и мифология древнего кочевого народа Евразии, наследников древних скифов, сарматов и тюрков.
Работы отображают в символической форме борьбу добра и зла в образах скачущего воина, держащего в руках туго натянутый лук. Его лошадь как бы раздвигает своим мощным телом силы тьмы и зла, а за спиной воина движется вместе с ним на крупе лошади яркий свет, символизирующий силы добра и небесного света. В коллекции можно также увидеть несколько картин, выполненных в этническом стиле. На них изображены встречи и расставания двух влюбленных, а также юной девы, ожидающей своего возлюбленного. Картины, сделанные в точечной технике, осыпают множеством разноцветных мелких точечек традиционный орнамент кыргызского войлочного ковра. В той же маненре написаны картины, изображающие движение – кочевой процесс кыргызской семьи со своим нехитрым скарбом – разобранная юрта на спине верблюда, мужчина, женщина и дети верхом на лошадях.
Для любителей реализма в коллекции художника можно найти несколько работ, мастерски выполненных в жанре классического этюда. Они изображают природу родного Тянь-Шаня, ландшафт вокруг города Нарына, откуда художник родом, Самат – горные пейзажи, деревья, речку, животных, птиц в нежных пастельных тонах .
Многие картины в коллекции художника, выполненные в стиле абстракционизма, пользуются неизменной популярностью у посетителей галереи. Гостей выставки удивляет его авангардистское использование цветов и символические образы, передающие древние библейские предания о сотворении мира, месте людей, животных и растений на планете. Любимым символом свободы и небесного свода, по признанию самого художника, является образ орла. Он изображен на нескольких полотнах, то парящим над землей хищником с мощным размахом крыльев, то мирно сидящим и наслаждающимся своим покоем. У кыргызов беркут издревле был другом охотника. С его помощью они могли охотиться на самых крупных животных – от горных козлов до рысей и медведей в горах.
Во время нашей беседы в галерею заходили гости, которые неизменно задавали многочисленные вопросы живописцу. Их интересовало все – материалы, которые использует художник, техника живописи, расшифровка символов. Немецких посетителей поражало смелое сочетание контрастных цветов и высокая техника исполнения работ – различные способы передачи света и тени на полотнах. Многие из них никогда не слышали о маленькой горной стране Кыргызстан в самом сердце Центральной Азии, затерянной в горах Тянь-Шаня. Многие путают Кыргызстан с Курдистаном. И тем более сильно было их изумление, что молодой человек из маленькой и неизвестной им страны, лежащей на древнем Шелковом пути, владеет техникой современной европейской живописи!
Узнавая, что Самат приехал со своей персональной выставкой в Берлин из маленького областного города Нарын в Кыргызстане, посетители тут же начинали задавать ему вопросы о стране, народе, его жизни и быте. Художник всегда с большой охотой отвечает на все вопросы своих гостей. В общении с немцами ему помогают кыргызские студенты-земляки, учащиеся в Берлине. Таким образом труднойстей в общении с местной публикой у Самата не возникает. Кстати, он, помимо родного кыргызского, также владеет русским и английским языками.
Надо сказать, что берлинская выставка – это не первое представление Самата в Европе. До этого он уже привозил свои работы в Гамбург. На счету у 25-летнего кыргызского художника несколько персональных выставок на родине, в Китае, Дубае, Европе. Уже находясь в Берлине, Самат впервые в жизни посетил и Париж, где познакомился с парижскими галеристами. Он показал им фотографии своих работ, берлинский выставочный флайер и договорился о выставке в столице Франции этим летом. У художника большие планы и большие проекты впереди. Так он собирается участвовать в большом и престижном конкурсе, который проводит международный художественный фонд в Люксембурге. Для отборочной комиссии он уже выбрал несколько своих картин. И среди них его любая картина, выполненная в абстракционистском стиле, изображающая образ орла и Адама с Евой из Ноева ковчега. Эту картину также можно увидеть на берлинской выставке.
Давая эксклюзивное интервью для нашего интернет-издания, Самат Ишенбеков рассказал о себе и о своей любимой малой родине – Нарыне, природа и люди которой неизменно вдохновляют его. Безо всякого пафоса Самата можно назвать патриотом своей страны и популяризатором искусства и истории кыргызского народа. Художник родился в городе Нарыне, областном центре высокогорного отдаленного региона Кыргызской республики, граничащей с Китаем. Это регион с холодным климатом, где температура в зимние месяцы опускается до 35 градусов по Цельсию ниже нуля. Люди, населяющие суровый горный край, отличаются немногословностью, рассудительностью и деловитостью. Как рассказывает Самат, нарынчане очень гостеприимны и открыты своим гостям, как это и повелевает древний обычай кыргызов.
Живописная природа Нарына, высокие заснежанные горные вершины, быстрые реки, леса и озера с кристально чистой водой неустанно привлекают сюда многочисленных туристов со всего мира. Самат рассказал, что мечтает купить дрон и совершать видеосъемки природы с высоты птичьего полета. Он хотел бы наглядно демонстрировать и рассказывать о своей родине посетителям своих выставок за рубежом.
Самат Ишенбеков вырос и ходил в среднюю школу в Нарыне. После её окончания он поступил в старейшее в республике художественное училище имени Чуйкова в столице Кыргызстана городе Бишкеке. Это училище выпустила целую плеяду кыргызстанских художников, прославивших отечественную школу живописи по всему миру. Поскольку предки кыргызов не были знакомы с живописью и не рисовали на холстах, то первыми европейцами, подготовившими и выпустившими пионеров кыргызских живописцев и скульпторов, были приезжие из европейской части России мастера. И в честь одного из них, учителя- живописца и было названо Художественное училище именем Семена Чуйкова. Из стен этого училища вышли такие известные кыргызские художники и скульпторы, ставшие уже классиками, как Айтиев, Акылбеков, Садыков, Чокморов и многие другие.
После окончания Художественного училища имени Чуйкова в 2011 году, Самат начал активно рисовать, пробуя себя в различных стилях и техниках. Как признается сам художник, он ищет свой стиль и собственный неповторимый почерк в живописи. Школа дала ему многое, но не научила собственному стилю. Преподаватели требовали от своих учеников четкого соблюдения установленных рамок, обучали написанию этюда, портрета, изображению обнаженной натуры, композиции, но в стенах школы было трудно найти и развить свой собственный художественный стиль.
– Я люблю экспериментировать со светом и тенью,– признался Самат. В его полотнах игра света и тени передается в различных техниках – точечной, разливной, яркими мазками...
Один из посетителей выставки поинтересовался у художника, как он называет свою технику изображения темных фонов, когда от широких горизонтальных линий как бы стекают капли воды? Ответ был простой: «Модерн». Просто у Самата своя особая, оригинальна техника, которой он пока даже не придумал какого-то названия.
Но предпочтение художник все же отдает чистым и светлым тонам, изображенным тонкими линиями.Несмотря на свою молодость, за плечами у Самата уже более 20 выставок в четырех странах. И везде его творчество вызывает неподдельный интерес у местных знатоков и любителей искусства. Вот и на берлинской выставке за очень короткий срок многие картины были зарезервированы или проданы. Художник рисует свои работы в единственном экземпляре. Самат может повторить сюжет и технику исполнения на заказ, но это будет уже другая совершенно новая картина со своей историей и невторимостью.
На мой вопрос, что на его взгляд больше интересует европейскую публику, Самат ответил, что в современной европейской живописи много абстракционизма.
– И я чувствую, что на Западе люди уже устают от него. Они снова тянутся к реализму. Многие сначала думают, что я из Японии или Монголии, увидя мою азиатскую внешность и картины с изображением кочевого быта, юрт, верблюдов. Я рассказываю им о Кыргызстане и нашей культуре, говорю, что Кыргызстан и Монголия – это две разные страны и два разных народа Азии, хотя обе нации представляют кочевую цивилизацию. Наши люди меньше интересуются живописью, чем в Европе. Я объясняю это тем, что живопись для нас – сравнительно позднее явление, а для европейцев живопись насчитывает многовековую традицию.
Как же кыргызский юноша пришел к европейской живописи, живя в маленьком городе высоко в горах?
– Я учился в 6 или 7 классе, когда мой родственник подарил мне первые краски, кисти, холст. Он сам художник, живет в столичном Бишкеке. Он заметил мой интерес к рисованию и стал всячески мотивировать. Мой дядя Рустам Абдыкеримов в основном рисует портреты. Он побывал со своими работами во многих странах, стал примером для меня. Будучи подростком, я думал, что быть художником – это замечательно, много путешествуешь, ни от кого не зависишь, ты человек свободной профессии. Но реальность другая. Теперь я понимаю, что быть художником – очень трудно. Нужно искать свой стиль, рисовать много картин в разных жанрах и техниках. Рисовать, рисовать, рисовать... Искать спонсоров, искать галереи. Мне повезло встретить хороших людей на своем пути, которые мне помогают от чистого сердца, оказывают помощь при поездках и организации выставок за границей, как здесь в Берлине. Без них я бы один не справился.
Помимо чисто творческой работы, когда одну картину могу рисовать до трех лет, я также беру заказы – рисую портреты, этюды. На исполнение одного заказа у меня уходит от двух недель до месяца. Многие заказы поступают по электронной почте. Люди высылают фотографии, и я рисую картину на холсте по дигитальному изображению.
У меня нет особого желания создавать конъюнктурные коммерческие вещи. Я имею свои предпочтения и свое художественное направление, которых буду придерживаться и в дальнейшем. Мои любимые художники: Репин, Айвазовский, Акылбеков, Чуйков, Герцен. Они все классики европейской или кыргызской отечественной живописи. Из европейской школы мне нравится школа импрессионизма и Модильяни. Я отдаю предпочтение абстракции и модерну, хотя полагаю, что в скором времени реализм будет преобладать.
Самат задумался и добавил:
– Знаете, из шести человек моего выпуска только я один остался в выбранной профессии художника-живописца. Все остальные сокурсники ушли в другие сферы. Одни работают на стройке, другие – водителями такси, на маршрутках. Тяжело зарабатывать на жизнь художникам... Если бы не поддержка моих родных, то я бы, пожалуй, тоже не смог бы все эти четыре года после окончания художественного училища концентрированно рисовать. Поддержка моих родителей не дает мне бросить любимую стезю в жизни. Я им за это очень благодарен!
Говоря о своей берлинской выставке, Самат заявил, что Берлин ему очень понравился. Люди в немецкой столице произвели на него благоприятное впечатление своей демократичностью, раскованностью и неподдельным интересом к живописи и искусству. Будучи в немецкой столице, он успел посетить множество музеев и выставочных залов.
– Но, несмотря на все известные преимущества Европы, я не стал бы менять свой родной Нарын, нашу природу, наши горы на любой европейский город. Ничто не сравнится с нашим горным воздухом, водой, едой, которая у нас натуральная и очень вкусная.
Заметно, что за месяц пребывания в Европе, Самат успел соскучиться по Родине и родному очагу. Но Европа с ее богатой культурной традицией все же произвела на молодого художника очень сильное и неизгладимое впечатление.
Персональная выставка кыргызстанца Самата Ишенбекова в Берлине продлится до конца этого месяца. Он приглашает своих земляков из Кыргызстана, из других стран Центральной Азии, из стран СНГ, всех берлинцев-любителей живописи посетить его выставку в эти выходные, пообщаться с ним и обменяться мнениями об искусстве.
Все, кто заинтересовался работами и творчеством Самата Ишенбекова, могут связаться с ним, отправив письмо по электронной почте: aibek-artist@mail.ru.
Самата Ишенбекова можно также найти в фейсбуке: Samat Ishenbekov, Нарын.
Его телефон в Whatsаpp: +996709221116.
Увидеть картины Самата Ишенбекова и познакомиться с художником лично в Берлине вы можете до 28 февраля включительно по адресу:
Galerie Kungerkiez-Nachbarschaftsgalerie, Karl-Kunger Strasse 15, 12435 Berlin,
выставка Die Melodie des Lichts.
Текст: Чынара Харьехузен
Фото: Чынара Харьехузен, архив Самата Ишенбекова