Прошло 20 лет со времени образования пяти независмых государств на территории Центральной Азии. Новые государства региона ищут пути своего развития, находясь под пристальным наблюдением России, Европы, Америки, Китая и других государств. Какие перспективы сулит грядущее этим республикам? Какие существенные сдвиги наметились в развитии их политического ландшафта и гражданского общества? Какую роль играют в этих процессах государство, средства массовой информации и простые граждане? Все эти вопросы были вынесены на обсуждение перед участниками научной конференции, прошедшей 12 апреля в Фонде Розы Люксембург в Берлине. Она была посвящена анализу общей политической ситуации в регионе Центральной Азии. Особое внимание было сфокусировано на текущей политической ситуации в Казахстане в свете прошедших волнений рабочих-нефтяников в Жаныозене. Как известно, многомесячное противостояние рабочих и властей в этом казахском нефтяном регионе закончилось кровавыми столкновениями. Представители рабочих, профсоюзного движения и интеллигенции, поддержавших стачечников в их требованиях повысить зарплату и улучшить общие условия труда, были арестованы. Суд приговорил их к разным длительным срокам заключения. При поддержке международных организаций, выступивших в защиту оппозиции, некоторым арестованым удалось выйти из заключения и уехать за границу. Одним из них является представитель казахстанской  интеллигенции, режиссер Немецкого театра в Алматы Болат Атабаев, ныне проживающий в Кёльне. Он специально приехал в Берлин для участия в работе конференции. На ней был также показан новый документальный фильм по жаныозенским событиям.

С основными докладами выступили Болат Атабаев, Андрей Чеботарев из алматынского центра «Альтернатива», Арне Сeйферт (Arne Seifert), эксперти бывший Посол ГДР в странах Ближнего и Среднего Востока,  Беате Эшмент (Beate Eschment), эксперт по Центральной Азии. Модерировала работу конференции член правления Фонда Розы Люксембург, член немецкой парламентской группы по Центральной Азии  Дагмар Энкельман (Dagmar Enkelmann).

Работу конференции с приветственной речью открыли Дагмар Энкельман (Dagmar Enkelmann) и Иво Георгиев (Ivo Georgiev) из Фонда Розы Люксембург. Серию аналитических выступлений начала Беате Эшмент (Beate Eschment), выступив с докладом под названием «Другая Центральная Азия. Выдуманные измышления, неправильное восприятие и недоразумения», в котором отразился  альтернативный взгляд на Центральную Азию с точки зрения современных европейских предубеждений, ложных ожиданий и представлений о регионе и людях, его населяющих. По мнению Беате Эшмент многие европейцы считают жителей Центральной Азии «дикарями», или даже «злобными дикарями», живущими в своих горах, степях и пустынях без электричества, воды и канализации, а также прочих благ западной цивиллизации», исходя из их текущего уровня жизни. В противовес им «люди западной культуры являются культурными и цивиллизованными и противопоставляют себя и свою цивиллизацию дикой центрально-азиатской». Слушая сей доклад, у меня в голове промелькнула прямая аналогия с известной классической колониальной доктриной о «цивилизаторской миссионерской  роли европейцев в осталых уголках земли, «о бремени белого человека» по окультуриванию отсталых «дикарей», повсеместно сопровождавшейся насаждением чужых порядков, экономической и культурной эксплуатацией последних.

Докладчица выразила мнение, что такой «экзотический образ» населения далекой Центральной Азии сложился здесь Европе по тому образу и подобию, которые демонстрируют и рассказывают европейцам местные средства массовой информации. Последние, делая акцент на туристическую экзотику, создают в головах европейцев искаженную картину состояния дел в Центральной Азии и ее населения.  К этому остается добавить также, что такие расхожие картины и рассказы несут и определенную инструментальную нагрузку в свете военной операции НАТО в Афганистане, которую на Западе преподносят как исключительно «освободительную миссию» .

Фрау Эшмент подчеркнула, что такой откат в социально-экономическом развитии произошел с недавних исторических времен. И что, например, в нынешних условиях постсоветской рыночной экономики горное население Кыргызстана вынуждено жить  без света и энергии. Нужно сказать, что люди еще хорошо помнят, когда Кыргызстан был полностью электрофицирован в недавние советские времена. Докладчица заключила, что откат или шаг назад в уровне жизни простых людей можно наблюдать в Центральной Азии повсеместно. Итак, уничтожение социализма сопровождалось общим упадком уровня жизни населения. «Почему государства региона, несмотря на все имеющиеся богатые природные ресурсы, не развиваются демократически? Возможно, потому, что политики преследуют прежде всего свои экономические интересы. И демократическое развитие для них никак не связано с созданием рабочих мест. Главным стало добывание денег от западных стран», –  ответила докладчица на свой же вопрос.

Активный процесс возрождения ислама и его традиций в регионе также превратно трактуется некоторыми кругами на Западе, которые связывают его с угрозой для развития демократии. Возрождение ислама, по мнению фрау Эшмент, связано с поисками новых ценностных ориентиров после схода с исторической сцены идеологии социализма.

Было также отмечено, что в Центральной Азии в условиях мирового финансового кризиса наблюдается определенное разочарование западной моделью демократии, которую связывали с обязательным ростом уровня жизни. В настоящее время в странах Центральной Азии повсеместно развиваются оппозиционные движения, оппозиционные интернет-порталы, и интерес западных стран к ним очень высок.

После завершения выступления Беате Эшмент на кафедру был приглашен казахский оппозиционер из Алматы Болат Атабаев. Его доклад был посвящен теме гражданской культуры и состоянию дел в современном казахстанском обществе. Поддержав в свое время выступления рабочих-нефтяников в Жаныозене, Болат Атабаев попал в немилость к властям, был подвергнут гонениям и вынужден был покинуть Родину в качестве политического беженца. Он заявил, что в результате судебных разбирательств по протестам в Жаныозене 7 человек были убиты, 17 сидят в тюрьме, а сотни избиты и ранены. И это за то, что они требовали социальной справедливости. Среди осужденных – Владимир Козлов (осужден на 7 лет), Роза Тулетаева (осуждена на 5 лет), Саят Ибраев (осужден на 12 лет), Вадим Курамшин (осужден на 12 лет), Аран Атабек (осужден на 17 лет) и другие, сообщил Болат Атабаев. В настоящее время Болат преподает в кёльнской художественной академии, ставит театральные спектакли. Так, он рассказал, что недавно по его приглашению в Кёльне актеры из родного Алматы, вместе с которыми он поставил на сцене символический спектакль, посвященный состоянию нынешнего гражданского общества в Казахстане. Речь идет об истории жителей одного маленького горного аула. Его жители, боясь лавины с гор, по решению совета старейшин коллективно подвергают живому захоронению женщину во время родовых схваток, которая своими криками могла вызвать сход лавины.  Им кто-то когда-то сказал, что громкий крик может вызвать лавину с гор, которая обязательно погребет под собой их маленький аул. Они заглушили крики, убив и мать, и ребенка во имя спасения всего аула. Но лавина так и не наступила. И они стали спрашивать друг у друга: «А где же лавина?». А ее и не было. Она была у них в головах.  Болат Атабаев сравнил состояние ожидания лавины с мыслями своих соотечественников, которых власти запугивают возможностью революций на подобии тех, что прошли в соседнем Кыргызстане. Последние, как известно, сопровождались грабежами, погромами и этническими столкновениями. Болат сказал, что его освободили, так как вокруг его дела были подняты голоса в защиту, а другие остались сидеть в заключении, потому что за них «некому шуметь и протестовать».

По мнению оппозиционера «Казахстан превратился в полицейское государство, зависимое от больного автократа. А молчание превратилось в традицию». При этом он критиковал позицию некоторых немецких парламентариев как в Бундестаге, так и в Европарламенте, и позицию немецкого посла в Казахстане, которые апплодируют реформам Назарбаева, при этом замалчивая его внутреннюю социальную политику. Он противопоставил им представителей немецких НПО, благодаря которым наконец-то удалось добиться встречи двух немецких журналистов с политическими заключенными в Казахстане.

После завершения доклада были объявлены дискуссии. С замечаниями и комментариями выступили представители гражданского общества. Так, журналисты, пишущие о Узбекистане и Казахстане, в частности, заметили, что им приходится писать и публиковать свои статьи под чужими именами, иначе власти не выдают им въездные визы. Представитель профсоюзов Германии выразил озабоченность в связи с ущемлением прав трудящихся и свою солидарность с профсоюзами в Казахстане, мужественно отстаивающих их права.

С контраргументом выступил представитель умеренного крыла немецкого парламента, который повторил классическую фразу, что «политика – это искусство возможного». С его точки зрения экономики Центральной Азии и Казахстана движутся вперед. И президент Назарбаев является также и успешным экономическим реформатором, выдвинувшим свою некогда отсталую страну в передовые экономики  региона. «В стране уровень жизни выше, чем в среднем по другим соседним республикам региона», – заметил он. При этом добавил, что «в Узбекистане реформы пошли напопятную. И здесь хорошую помощь Западу могут оказать средства массовой информации, журналисты,  которые должны заполнить информационный голод». В целом, по его мнению, ограничения, введенные для свободы прессы, вредят развитию экономических отношений между регионом и европейскими странами, так как «никакой инвестор не понесет свои деньги в страну, о которой ничего не знает. То же самое относится и к вопросам безопасности в смысле защиты прав человека», – заявил политик, демонстрируя исключительно холодный прагматизм и коммерческо-деловую точку зрения на события в регионе. Он также добавил, что если все время критически относиться к режимам, где ущемляются демократия и права человека, то «Германии придется продавать свои товары только странам Скандинавии, где нет коррупции».

После этого разговор сместился в сторону поддержки западными странами нечестных выборов, прошедших не так давно в Афганистане. Было отмечено, что выборы там прошли по заданной Западом схеме, были проплачены им, но результаты оказались «абсолютно сфальсифицированными». То же самое относится и к выборам в других странах региона. Был сделан вывод, что демократия западного образца не является абсолютным универсальным эталоном для всех. В массах населения есть стремление и инициатива снизу к демократии, к защите прав человека, но необязательно по западным стандартам. Примером тому служит Арабская весна. А расхожие заявления, что якобы «русские не способны к демократии, являются «расистскими », – добавил один из журналистов. Болат Атабаев рассказал, что у казахов  есть старинная народная пословица, которая гласит «отрубить голову не значит отрубить язык». У казахов еше в XVII веке существовали демократия и демократические выборы, которые никто не фальцифицировал.

На этой ноте закончилась первая часть конференции. Вторую часть своим выступлением открыл Андрей Чеботарев из алматинского центра «Альтернатива». Он осветил тему по актуальному положению дел и шансах левых сил в государствах Центральной Азии с акцентом на ситуацию в его родном Казахстане.

Докладчик сделал краткий анализ происходящих после Жаныозена событий и ситуацию с политической оппозицией в стране. По его мнению, оппозиционные силы, и в частности, левые силы расколоты и слабы, чтобы предпринять какие-то действенные меры против официальных властей. Они лишены широкой политической платформы в различных социальных слоях казахстанского общества. Политические партии в этой стране, так же как и в других центрально-азиатских странах, были сформированы и продолжают формироваться не по принципу защиты интересов широких социальных слоев общества, а по принципу поддержки отдельной личности – главы политической партии. И в зависимости от того, как сложатся дальнейшие отношения лидеров партии с официальными властями, зависит и политическая платформа партии. Что же касается основной массы населения страны, то она инертна и безучастна к большой политике. Однако, последствия мирового экономического и финансового кризиса продолжают негативно отражаться на экономической ситуации в стране, на жизни простых граждан. Кризис заставил казахстанское правительство принять ряд непопулярных мер по урезанию пенсий, сокращению декретных выплат и прочее. В целом казахстанское правительство пошло на «невыгодный обмен – повышение промышленных тарифов в обмен на инвестиции». Но инвестиции, по словам докладчика, не вкладываются в социальную инфраструктуру, в те же социальные выплаты пенсионерам, малоимущим, женщинам, уходящим в декретный отпуск. Главное налоговое бремя ложится на малый и средний бизнес, в то время, как крупный бизнес пользуется определенными привилегиями. По мнению докладчика, если и произойдет какая-то активизация со стороны гражданского общества, то только при еще дальнейшем ухудшении жизни людей под воздействием непопулярных социальных мер правительства. В последнем случае и возможна широкая поддержка со стороны населения малочисленной и слабой казахстанской оппозиции. «Только широкая коалиция гражданских сил будет способна заставить казахстанское правительство пойти на политические реформы», – таков был обобщающий прогноз выступающего.

Свое выступление докладчик подкрепил цифрами статистики, которая наглядно демонстрировала огромную диспропорцию при распределени финансовых ресурсов между различными слоями общества в современном Казахстане. Так, львиная доля этих ресурсов достается олигархам и правящей элите страны. Оплата труда в стране в среднем составляет 120 долларов США, в то время, как по стандартам ООН она должна составлять 500 долларов для поддержания достойного уровня жизни. Социальная справедливость, по словам выступавшего, не входит в официальную идеологию страны. По разным социологическим исследованиям, в стране значительно выросли цены на продовольствие, возрасла безработица, уровень здравоохранения остается низким, возросли жилищные проблемы, увеличивается стоимость коммунальных услуг.

В докладе также прозвучала информация о диспропорциях в прибыли, распределяемой между иностранными фирмами, добывающими энергосырье в Казахстане, и бюджетом страны. По словам выступающего можно было сделать вывод, что власти Казахстана стоят на страже интересов иностранных компаний в ущерб интересам своего народа.

Говоря непосредственно о событиях после Жаныозена, выступающий сказал, что рабочие-нефтяники и лидеры профсоюзов и оппозиционеры были осуждены на различные длительные сроки тюремного заключения по статье «Разжигание социальной розни» Уголовного кодекса Казахской Республики. Я поинтересовалась, что это за статья? И что подразумевается под понятием «разжигание социальной розни»? Мне пояснили, что такая статья в уголовные кодексы государств СНГ была введена после распада СССР. Она не комментируется, и трактование ее может быть очень широким. Но, в принципе, статья эта означает известную в социальной философии классовую борьбу, а вернее запрет на протесты против имущих слоев, будь-то отечественная олигархия или международные транснациональные компании. В своем докладе господин Чеботарев отметил, в казахстанской Конституции страна официально объявлена социальным государством! В таком случае, здесь заметно прямое противоречие между статьей, запрещающей  протесты против социальной несправедливости, с одной стороны, и гарантией социального государства на защиту прав широких слоев граждан, особенно ее социально уязвленной части, с другой стороны. Позже я осведомилась у одного немецкого юриста, а есть ли в Уголовном кодексе Германии аналогичная статья? В ответ прозвучало твердое «нет»: «Германия – это социальное государство.» Последнее слово остается за юристами-правоведами. Что они могли бы сказать по этому поводу? Вопрос остается открытым.

Со следующим докладом выступил известный немецкий эксперт по Центральной Азии и Ближнему Востоку, представитель партии немецких левых сил Арне Сeйферт. Его аналитический доклад был посвящен теме стабильности в центрально-азиатском регионе и отношениях западных стран к авторитарным режимам с точки зрения левой партии.

Господин Сeйферт, в частности, подчеркнул, что без недавней исторической эпохи (здесь имелся ввиду социализм – авт.), общий экономический и социальный уровень народов, населяющих центральноазиатские республики бывшего Советского Союза, был бы примерно на том же уровне, что и в Афганистане. При этом он неоднократно подчеркнул угрозу возможного военного столкновения, нависшую над народами региона, которую необходимо предотвратить всеми силами, чтобы миновать второй афганский синдром. Так, например, гражданская война в Таджикистане  в 1992-1997 годах повергла экономику страны в руины. В целом по региону наблюдается откат назад, определяемый расцветом «кланово-бюрократического капитализма». Здесь из общего ряда выделяется Кыргызстан, в котором произошел переход от президентской к парламентской системе власти, характеризуемый отказом от монополизации власти в руках отдельно взятой малочисленной группы. Процесс нового нациообразования в регионе в целом далек от завершения. Докладчик также заявил,что нужно развивать вектор национально-демократического развития в сторону его «мультирелигиозности». Нужно развивать демократию в условиях рыночной экономики при активном участии европейских НПО для содействия созданию благоприятных условий роста демократических институтов в Центральной Азии. Для этого важно определить, почему оппозиционные силы раздроблены. Задачей экспертов, в частности, является выяснение вопросов этничности, кастовости общества, состояния нижних и верхних социальных слоев, в чем проявляется роль советского наследия в дальнейшей социальной эволюции в регионе и прочее.  Арне Сeйферт заключил, что центрально-азиатские общества находятся в латентном состоянии кризиса, сопровождаемом процессом эмансипации, процессом самовысвобождения. Взрыв может произойти в любой момент, и нужно знать и просчитать, когда и где он произойдет.

После окончания доклада господина Сeйферт был показан новый документальный фильм «Жаныозен. Неизвестная трагедия» режиссера Юлии Мазуровой. Фильм стал наглядной иллюстрацией к предыдущим докладам по Казахстану. Он был составлен из видеоматериалов, отснятых любительскими видеокамерами, сотовыми телефонами участников и свидетелей тех драматических событий,  отрывками из передач телевизионных каналов. Были показаны жестокие столкновения рабочих с полицией. Люди, оставшиеся лежать на площади. Признания свидетелей, похороны убитых до и после судебных рассмотрений. Свежие казахские могилы на русском кладбище. Отчаянный плач и душераздирающие крики матерей, оплакивающих своих осужденных на многие годы тюремного заключения молодых дочерей и сыновей. Этот фильм, надо сказать, очень эмоциональный, поэтому никого не оставил равнодушным. Как рассказал после показа московский продюссер Денис Билунов, фильм готовится для демонстрации на одном из предстоящих международных кинофестивалей.

Показом фильма о Жаныозене конференция завершила свою работу. Ее работа наглядно продемонстрировала, что в Германии с огромным интересом следят и анализируют все политические события, происходящие в Центральной Азии. Конференция еще раз подчеркнула стратегическую важность Центральной Азии и огромный геополитический интерес к ней со стороны Германии.

Текст/фото: к.и.н. Чинара Харьехузен

image image image image image image image image image image image image