29 сентября стало по-настоящему украинским днем в Международном музее мельниц, что находится на окраине нижнесаксонского городка Гифхорн (Gifhorn). В этот, на удивление погожий и солнечный осенний день, состоялись торжества по случаю 25-летия украинской мельницы «Наталка».

Немного о самом музее. Международный музей водяных и ветряных мельниц был открыт в 1980 году настоящим энтузиастом своего дела Хорстом Вробелем (Horst Wrobel). Здесь, на огромной территории находится 16 мельниц из 12 стран. Все это точные копии самых известных мельниц мира. Расположены они, можно сказать, в родном природном ландшафте, поэтому тут мирно уживаются южные кактусы с нашими березками и рябинами. Все мельницы открыты для посетителей, в них можно ознакомиться не только с фотодокументами об их создании, но и прикоснуться к культуре и традициям каждой отдельной страны.

Есть тут и большой выставочный зал, в котором находятся 49 миниатюрных макетов мельниц со всего мира. Гуляя по этому интереснейшему музею под открытым небом, кажется, что совершаешь кругосветное путешествие – буквально в нескольких шагах друг от друга находятся корейская, тайваньская и сербская водяные мельницы, плавающая венгерская мельница, за которой расположились португальская и испанская ветряные мельницы. Сразу вспоминается несущийся на ветряк с копьем наперевес неугомонный Дон-Кихот со своим верным Санчо Панса. Даже не верится, что когда-то тут была просто заболоченная территория, из которой Хорст Вробель умудрился сделать целую систему каналов, прудов, островов и даже озеро.

Вот в таком солидном международном окружении и находится украинская мельница «Наталка». Была открыта она в 1988 году при личном содействии Михаила Горбачева в присутствии Генерального консула СССР. Прототип мельницы стоит в городе Корсунь-Шевченковский, что в Киевской области. Кстати, открытие «Наталки» послужило основанием для заключения партнерских отношений между городами Гофхорн и Корсунь-Шевченковский, а также между Музеем мельниц и киевским Национальным музеем народной архитектуры и быта Украины «Пирогово». Находится «Наталка» в стратегически удобном месте – совсем рядом с копией всемирно известной мельницы Сан-Суси и деревянной русской православной церковью Св. Николая, где как раз в этот день проходило венчание. Также рядом находится деревенская площадь, на которой находятся три фахверковых дома, в том числе «Дом народных костюмов», «Дом хлеба», где можно купить свежий ароматный, только с печи, хлеб, а также хитрое приспособление для наказания нерадивых пекарей. Вот как раз на этой площади и проходили основные торжества, связанные с 25-летием «Наталки».

Тут необходимо сделать одно небольшое отступление. Несмотря на то, что мельница официально называется Natasha, украинцы называют ее не иначе как «Наталка». Удивляться этому не приходится. Была открыта «Наташа» еще в то время, когда Советский Союз даже не думал распадаться. Тогда, вообще, не было особой принципиальной разницы даже между Галей, Гаянэ или Гюльчатай, не то, что между Наташей и Наталкой. Но вот, когда республики получили независимость, на такие «мелочи» уже стали обращать внимание. И вопрос переименования поднимался не раз. Но слишком уж накладно заменить все таблички и переписать историю. Поэтому хотя бы в нашем материале восстановим справедливость и будем мельницу-юбиляра называть «Наталкой».

Организаторами праздника в честь 25-летия «Наталки» выступили Посольство Украины в ФРГ, Генеральное консульство Украины в Гамбурге и администрация музея. Официальная церемония включала в себя выступления основателя музея Хорста Вробеля, бургомистра Гифхорна Матиаса Нерлиха (Matthias Nerlich),  Генерального консула Украины в Гамбурге Юрия Ярмилко. Специально приехавший из Киева генеральный директор музея «Пирогово», советник министра культуры Украины Дмитрий Заруба преподнес в подарок господину Вробелю макет мельницы и красочный альбом об Украине. Свидетелями этого стали многочисленные представители украинской диаспоры, немецкие гости, представители Торгово-промышленной палаты и «Горбачев-Фонда», а также митрополит Черкасский и Каневский Софроний и сербский православный епископ Лаврентий, который в 1988 году освящал мельницу.

Ну, а после этого началось основное торжество. В этот день случайным посетителям Музея мельниц необычайно повезло – они смогли приобщиться к украинской культуре и попробовать национальные украинские блюда и напитки – от травяного чая до горилки. Нужно отметить, что варил кулиш и борщ не абы кто, а сам Руслан Найда, не только известный украинский скульптур, но и автор казацкой поваренной книги. Участники культурной программы приехали со всей Германии. Украинская творческая группа культурно-образовательного центра «Радуга» приехала из города Эльсхорн, что под Гамбургом, Вера Матковская из Дрездена привезла свою частную коллекцию вышиванок, а директор Музея украинского народного искусства из города Ханенбах, что в земле Рейнланд-Пфальц, Ирина Денис показала ряд выставочных экспонатов. В музыкальной части программы выступили приехавшие из Берлина заслуженные артисты Украины Людмила и Иммануил Саксы, исполнившие задушевные украинские песни, бандуристка Ольга Каспрук и аккордеонистка Галина Классе.

Вместе с Русланом Найда из Киева специально на празднование юбилея «Наталки» приехали настоящие украинские казаки – руководитель киевского отделения Международной федерации боевого гопака Андрей Середюк, который впервые в Германии продемонстрировал это древнее украинское воинское искусство, а также Руслан Анисенко и Богдан Савченко, которые поразили всех сабельным боем. Под занавес шоу казаки решили взять на слабо одну из зрительниц, чтобы доказать свое мастерство владения оружием. Казацкая сабля свистела буквально в непосредственной близости от тела девушки, но разве можно настоящую украинку напугать голой саблей?

Программа была столь интересна, что некоторые гости праздника снимали все номера программы на видео просто без остановки.

А когда казалось, что все подошло к своему логическому завершению, владелец музея Хорст Вробель подготовил всем присутствующим сюрприз и лично провел экскурсию по Gloсken-Palast.

История находящегося бок обок с музеем необычного здания Gloсken-Palast («Дворца колоколов») тоже оказалась тесно связанной с украинской «Наталкой». Именно после открытия украинской мельницы начались интенсивные контакты Хорста Вробеля с партнерами из Восточной Европы. Тогда и задумал он построить «Европейский институт художественных ремесел», чтобы объединить западные технологии с традициями восточной культуры и искусства, тем самым создав место для обучения и творческих встреч. Покровителем стал сам Михаил Горбачев. Советский лидер был даже на стройке, как и многие другие высшие должностные лица, в том числе и тогда еще обычный сотрудник мэрии Санкт-Петербурга Владимир Путин. Впрочем, все это не помогло в финансировании проекта, поэтому строился объект вместо двух целых 18 лет и открылся только в этом году. Теперь вместе установленным в 2007 году памятником в честь объединения Германии «Европейским колоколом свободы» здание «Европейского института художественных ремесел», получившего название «Дворца колоколов», является настоящим украшением района.

Хорст Вробель показал все комнаты совершенно необычного по архитектуре «Дворца колоколов», соединяющего в себе элементы русского сказочного собора и современного футуристического здания. Тут можно увидеть, как создаются колокола, познакомиться с выставкой русских икон и церковной утвари, рассмотреть портреты гениев творческой мысли и мировых лидеров, внесших свой вклад в дело мира. Есть тут и зал для конгрессов, и музей народных костюмов, и огромный, детально проработанный макет Ковчега праведника Ноя. Есть даже специальная комната для детей, которые, пока их родители знакомятся с Дворцом, могут поуправлять движением поездов на гигантском макете железной дороги. И, конечно же, как было изначально задумано, есть во Дворце и постоянно действующие выставки картин. Тут же находится иконописная мастерская. Вообще, любовь Хорста Вробеля к русской культуре просто удивляет. И не только к русской. Есть во Дворце также и отдельная «украинская» комната. А еще хочется обязательно отметить, что в настоящее время в мастерской Дворца создает свои произведения именно украинский художник Юрий Кульбабенко из города-побратима Гифхорна Корсунь-Шевченковского.

Текст/фото: Игорь Магрилов

Гифхорн-Берлин

image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image