На самом длинном из оставшихся участков Берлинской стены, с противоположной стороны знаменитой East Side Gallery, подходит к финалу открытая выставка WALLONWALL («Стена на стене»). Тут, на West Side Gallery, размещены огромные – 3 на 9 метра – фотографии самых известных стен мира, снятые немцем Каем Виденхофером (Kai Wiedenhöfer). Для того, чтобы представить эти 36 снимков, известный фотожурналист, начиная с 2006 года, посетил семь границ и разделительных стен. Общая площадь фотографий, растянувшихся на 364 метра, впечатляет – 1080 квадратных метров.

Что же попало в объектив мастера? Это стена на границе США и Мексики, протяженностью 3141 км, защитная стена между Израилем и палестинским Западным берегом, а также Газой (703 км), стена в Багдаде (700 км), пограничные сооружения между Южной и Северной Кореями (248 км), стена разделяющая Кипр (180 км), «Линия мира» в Белфасте (15 км), Сеутская стена (8 км) и стена в Мелилье (13 км) между Испанией и Марокко. По крайней мере, именно такие цифры указывают организаторы.

Так получилось, что ваш корреспондент ради материала для сайта пришел к этому участку стены за последнее время дважды. Собственно, сам фоторепортаж о выставке «Стена на стене» был подготовлен еще месяц назад, но лежал в архиве в ожидании своей очереди, поскольку нужно было опубликовать более оперативные и актуальные материалы. И вот недавно подвернулся повод еще раз посетить стену. Дело в том, что появилась информации о том, что в рамках продолжающегося протеста против сноса части стены во время строительных работ, а также выступая против того, что некоторые туристы портят рисунки на стене своими надписями, художники во главе с инициатором создания Künstlerinitative East-Side-Gallery Кани Алави (Kani Alavi) заклеили знаменитые рисунки на стене East Side Gallery белыми листами бумаги. Идея хоть и достаточно сомнительная, но явно достойная попасть в объектив фотокамеры. Но когда я пришел к стене, от листов остались только совсем небольшие кусочки. Уж не знаю, кто их раньше оборвал – сами ли энтузиасты протеста любыми средствами, которые, впрочем, сразу заявили, что они перекроют «доступ к телу» совсем ненадолго, или те, кто пришел к стене именно для того, чтобы рисунки посмотреть, а не бумажными белыми полотнами полюбоваться. То, что листам, закрывающим рисунки, тут долго висеть не суждено, было понятно изначально. Вы только представьте: приехали туристы в Берлин, захотели знаменитый отрезок стены посмотреть и запечатлеть исторические рисунки, да и себя любимых на их фоне, приходят, а тут на тебе – все заклеено! Да здравствует борьба за целостность стены и против вандализма заодно! При полном, можно сказать, неуважении к гостям города, которым «посчастливилось» прийти поглазеть на East Side Gallery именно в это время. Уж можно было бы, по крайней мере, догадаться закрыть рисунки прозрачным белым шифоном, а не объяснять свою затею тем, что хотелось показать стену такой, как если бы на ней не было знаменитых картин, а следовательно, и память бы отсутствовала.

Кстати, несмотря на все усилия защитников целостности стены, строительство зданий, ради которых и были сделаны в стене проплешины, идет полным ходом. И хоть было обещано, что после окончания строительных работ снесенные блоки стены вернутся на свое место, был бы повод помитинговать. Вот недавно у стены засветился и один из основателей группы Pink Floyd Роджер Уотерс. Не сильно преуспев на фронте борьбы за культурный бойкот Израиля и нарвавшись на требование израильской супермодели Бар Рафаэли убрать ее фотографию из его концертного видеоряда, музыкант решил направить свой нереализованный энтузиазм на борьбу за стену. Ну, исходя из творчества группы, интерес Уотерса к стене все-таки более понятен, чем голословные обвинения в «апартеиде» и «этнических чистках» единственной по-настоящему демократической страны в многострадальном регионе.

Наш сайт уже писал о сносе некоторых блоков этого самого длинного участка берлинской стены с рисунками художников из-за строительных работ и об акциях протеста, вызванных этими самыми работами. Тогда мы выразили свое мнение – бороться за целостность стены похвально, да и пострадавших художников жалко, но не лучше ли привести для начала в порядок саму оставшуюся стену. Не так много времени прошло после капитального ремонта, во время которого многие художники заново нарисовали свои картины, а стена выглядит не многим лучше, чем до этого. Воспользовавшись поводом для очередного визита к стене, о котором писалось выше, я не поленился прогуляться вдоль известных на весь мир рисунков. Ничего не изменилось. Ну, ничегошеньки!  Самые скабрезные рисунки, как были, так и остаются на своих местах. К ним постоянно прибавляются все новые и новые рисунки и надписи на разных языках. Даже самую знаменитую настенную картину Дмитрия Врубеля о незабвенном поцелуе Брежнева и Хонеккера скоро снова нельзя будет рассмотреть под слоем надписей любителей напакостить на культурных объектах…

В свое время знаменитые картины на стене, которые написали 118 художников из 21 страны, организаторы East Side Gallery несколько раз обновляли. Велись работы и по укреплению бетона. В 2009 году по некоторым данным было потрачено более двух миллионов евро на капитальную реконструкцию стены. Ради этого смыли даже всемирно известную картину Врубеля, и художник вынужден был согласиться воссоздать ее заново. Тогда многие художники, как уже говорилось выше, обновили свои работы. И вот, по прошествии совсем небольшого периода времени, стена вновь покрылась «автографами» туристов из всех стран мира. Уж не знаю, можно ли теперь смыть эти свидетельства человеческого невежества, но думаю, что некоторые «туалетные» рисунки на рисунках вполне можно было бы закрасить, чтобы не смущать тех, кто приехал издалека, чтобы посмотреть этот исторический берлинский памятник. Может быть, прежде всего именно этот вандализм, обильно покрывший рисунки East Side Gallery, пытались заклеить белыми бумажными листами организаторы борьбы против переноса нескольких блоков? Если это так, то такую форму протеста против того, во что снова превратился этот участок берлинской стены, еще можно было бы понять. А когда борются за целостность, но не могут привести в порядок хотя бы то, что осталось – понять и принять тяжело. Как-то сразу вспоминается название не менее знаменитой, чем берлинская стена, ленинской статьи «Лучше меньше, да лучше». Впрочем, даже некоторые берлинские политики стали всерьез задумываться о том, что нужно предпринять для того, чтобы защитить стену от разных идиотов, как выразился один из них, для которых это не исторический памятник, охраняемый государством, а всего лишь место для автографов. Будем надеяться, что мы все же дождемся каких-то подвижек в этом вопросе.

Текст/фото: Игорь Магрилов

image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image