У YouTube-канала BERLIN-VISUAL.com появился ещё один, уже третий, спонсор. Предположительно из Италии. Первый спонсор с нами уже более полугода. Спасибо, что такие люди находятся, ещё раз их назову: Lark Turner, asvv asdcc, Mario Gasparini. Я не делаю никаких специальных завлекух, и никогда не ставлю плашки с просьбой подписаться и стать спонсором. У моих роликов нет даже специальной красивой картинки с броскими словами. Я, вообще, ярый противник кликбейта, когда авторы ради заходов и денег просто обманывают зрителей, нечистоплотными приёмами затягивая их на свой канал. Поэтому, если кто-то вот так решил поддержать мой канал, я это очень ценю.
Сам канал тем временем перешагнул за 43 500 подписчиков, и темпы подписки не могут не радовать. Хотя есть и те, кто не помогает, а вредит каналу. И сегодня речь пойдёт не о людях, которые пишут злобные комментарии под видео (а я в который раз говорю, что не пропускаю такие опусы, хоть они и влияют на раскрутку конкретного ролика, поскольку не хочу давать место для высказываний тем, кто пышет злобой в чей-то адрес), и не о тех, кто постоянно жалуется на видео с обнажёнкой (только за последнее время YouTube удалил одно моё старое видео с фестиваля Venus, ещё одно удалось отбить и вернуть, и очень многие видео попали под возрастные ограничения, что сказывается на их раскрутке и монетизации (точнее монетизация там отсутствует напрочь).
Когда я рискую, снимая что-то такое, что не очень нравится бесноватым поборникам нравственности, которые начинают жаловаться, или когда понимаю, что сейчас пойдёт атака троллей и ненавистников, после очередного новостного репортажа, то тогда хоть понятно, что именно и от кого ожидать. Но бывает, что засада может быть там, где ты её точно даже не предвидишь.
Недавно меня пригласили осветить фестиваль VOICES. Я, в принципе, уже давно не горю желанием ходить на мероприятия вечером и лишнюю бесплатную работу себе не ищу. Но приглашающего знал, акция проходила в одной остановке метро от меня, поэтому согласился.
Было открытие, был большой специфический спектакль NACHSPIEL. Перед началом я пообщался с одним из представителей организаторов, с некто Артёмом, который на видео что-то сказать так и не решился. Ни о каких ограничениях по съёмке сказано не было. Я снял речи на открытии, носился больше двух часов по трём этажам во время спектакля, потом взял комментарий у режиссёра. Дома долго всё это монтировал и всю ночь заливал на YouTube. Если кто не догадывается, то напомню, что во время съёмки и постобработки ты не только тратишь своё время (да и здоровье не прибавляется), не только техника изнашивается, но и компьютер жрёт электричество, он у меня практически не выключается (по итогам прошедшего года я должен доплатить ещё 80 евро, хотя и так плачу немало).
В общем, я открытие снял, обещал посетить ещё два мероприятия фестиваля, разместил видео в YouTube, и оно на удивление хорошо зашло, хотя монетизацию ему вначале давать не хотели. Было больше 5000 просмотров, я выслал линк организаторам, и через какое-то время человек, который меня приглашал, прислал внутреннюю переписку, где Артём пишет (цитирую как написано): «Дорогие, можем ли мы попросить убрать их открытого доступа полную запись открытия фестиваля, это нарушает ряд прав, нас никто не предупреждал о полной видеосъемке события, можем ли мы попросить убрать из открытого доступа эту запись».
Человек мне это переслал, на что я сказал, что непонятно, чьи конкретно права нарушены, непонятно, о чём идёт речь – об открытии или конкретно спектакле, и, в любом случае, я всё полностью не снимал, спектакль снять целиком просто невозможно – он идёт одновременно сразу на трёх этажах. Но раз он просит убрать из открытого доступа, то, чтобы не было у зрителей непоняток и подозрений, почему убрали видео, и что случилось, если убрали, то есть похоже на какую-то скандальную ситуацию, я могу закрыть видео, чтобы оно было только для спонсоров. И тогда было двое, а, следовательно, его уже никто не видит. Но понятно, что тут никакого скандала нет, я просто дал посмотреть видео всем, а теперь его увидят только спонсоры. Сам репортаж предложил перемонтировать и сделать коротким. И, вообще, меня пригласили, я сделал репортаж. Я никому не должен был рассказывать, что и как я буду снимать. Это сами организаторы должны предупреждать журналистов, а не журналисты их. Так делается на всех выставках и фестивалях, которые я наснимал множество и без всяких проблем. Я попросил связаться с организаторами, всё это передать, попросил, чтобы они пообщались с режиссёром спектакля (может он даже не против видео) и сказать мне, что в итоге предпринять.
Всё, со мной больше никто не связывался. А через несколько дней в YouTube пришло уведомление, что видео удалено из-за нарушения авторских прав, и канал получает предупреждение. Жалобу подала организация CLSX.de gUG, которая написала, что они являются «промоутером и продюсером этого мероприятия, которое состоялось 2.11.2024 в берлинском Кюльхаусе в качестве открытия фестиваля VOICES 2024».
Естественно, я сильно удивился и разозлился. Во-первых, я на съёмку не напрашивался, меня пригласили, я свою работу сделал, бесплатно и качественно, а мне вот так отплатили. Во-вторых, почему, прежде чем удалять видео, не позвонили мне, телефон я свой передал. В-третьих, зачем поступать так, мягко скажу, нецивилизованно, чтобы сразу видео удалять. Система в YouTube такая: если ты жалуешься на нарушение авторских прав, то там есть две возможности – удалить видео сразу, тогда канал получает предупреждение, или дать неделю на удаление, тогда предупреждения не будет. Меня же сразу подставили под предупреждение. А это небезопасно. Получаешь три предупреждения за три месяца – удаляют канал. А у меня и так после Venus до этого было замечание за обнажёнку, два удаления видео за это, теперь вот предупреждение. Фактически у меня очередной период хождения по лезвию бритвы.
Когда у меня что-то воруют в YouTube, я никогда сразу не прошу видео удалить, я даю неделю на удаление, чтобы у человека не было предупреждения. Если он не удалил, а за него удалили, то он может мне прислать письмо с просьбой жалобу отозвать, что я всегда и делаю. Часто я сам пишу авторам, которые перезалили моё видео на свои каналы, и прошу их удалить, без жалоб YouTube. А бывает, что несмотря на нарушение моих прав, я видео не удаляю. Это часто бывает, если я вижу, что моё видео работает на нужное дело. Тут же жалобщик потребовал видео сразу удалить, чем подставил меня под предупреждение.
В-четвёртых, (я оставляю в стороне сам факт того, что при аккредитации организаторы должны были мне сказать, что снимать, а что нет, потом корректно объяснить, чьи вообще права нарушены – организаторов, промоутера, режиссёра, музыкантов, актёров, или те были совсем не против того, чтобы этот нерепертуарный спектакль, пусть и фрагментарно, увидело как можно больше людей, а потом довести до конца обсуждение этого вопроса со мной) – это то, что представитель CLSX просто элементарно наврал YouTube. Когда подаётся жалоба на нарушение авторского права, там есть пункт, что нужно написать временные метки, когда есть нарушение, или написать «во всём видео». И они выбрали «во всём видео». Но это не так. В самом начале видео идёт мой репортаж об открытии фестиваля – выступления людей, зрители в фойе. Никаких авторских прав на это ни у кого быть не может. Ни на фрагменты публичных речей, ни на изображение людей, ни на то, как журналист передаёт атмосферу вечера. А в конце репортажа идёт комментарий режиссёра, который отвечает на мой вопрос. То есть, это, вообще однозначно мой авторский контент, на который по всем законам только у меня права. К тому же думаю, что режиссёр не находится в рабстве у промоутера, и на его высказывания у них никаких прав точно нет. К тому же режиссёр сначала спросил название сайта и прекрасно понимал, что я не организатор, не промоутер, а представитель СМИ. Одним словом, жалобщик наврал, и YouTube удалил всё видео.
Вот как это называется?
Естественно, я начал подавать апелляции YouTube, объясняя, что это добросовестное использование контента, что допускается, что это журналистский репортаж, поскольку там не только фрагменты спектакля, что я подпольно спектакль не снимал, чтобы потом на нём заработать, меня организаторы сами пригласили и т.п., но автоматом приходили отказы. Вникать в суть дела YouTube не хочет, там великое множество таких вопросов – все друг у друга воруют, оно им надо с этим разбираться – удалили м всё. Только предлагали мне написать подателю жалобы, чтобы он свою жалобу отозвал. Три раза я написал апелляции и понял, что ответ как под копирку.
Тогда я написал письмо YouTube уже на почту, которая рассматривает проблемы с авторскими правами. Указал линк, написал, что организаторы меня сами пригласили, и сказана неправда, так, как минимум, там есть мой личный авторский контент. Но понял, что и там письма не читают. Прислали ответ, что спасибо, мы передадим, чтобы видео, линк которого вы прислали, удалили. Я написал ещё одно письмо, что вот вы хотя бы читали, что я пишу, я не просил удалить своё же видео, я просил разобраться в вопросе и предусмотреть в правилах случаи, когда вот так можно получить предупреждение не из-за того, что нарушил авторские права, а потому что тебя сами пригласили это снять, а потом вот так подставили, и что там есть мой авторский контент. На это они прислали ответ, что спасибо за письмо, мы уже видео удалили, всё в порядке. На что я написал третье письмо, что теперь окончательно убедился, что письма они не читают, о пользователях не думают. Третьего ответа уже не было. Вот так работает YouTube.
Я написал человеку, который меня приглашал, с просьбой решить эту ситуацию. Написать письмо этим промоутерам, чтобы они отозвали жалобу, попросил поговорить с организаторами, объяснить им, что они сами спровоцировали ситуацию, где я оказался крайним, что это, как минимум некрасиво. Передал, что я про это напишу, если вопрос не решится. Но до сих пор жалоба не отозвана, Артём мне не перезвонил. Тишина…
Все знают, что я ярый поборник авторских прав, я их никогда не нарушаю. Никогда не беру для своих видео чужую музыку, чужие фрагменты видео. И тут я указал организаторов, название спектакля, режиссёра, откуда оркестр, кто руководит актёрами. А из меня сделали нарушителя авторских прав, о чём свидетельствует информация, если зайти по линку этого видео.
Считаю это просто непрофессионализмом организаторов, которые не оговорили условия перед началом моей работы и не решили вопрос с видео цивилизованным путём. Я не знаю чья инициатива удаления видео – или этого Артёма, который накрутил промотура, или это просто перестраховка промоутера, который думает, что чьи-то права из создателей спектакля нарушены. Или организаторы фестиваля и промоутер просто не хотят, чтобы события фестиваля увидели те, кто не смогли на него попасть, что для меня странно. Не знаю. Знаю одно, что пока видео было на YouTube, мне никто из тех, кто участвовал в спектакле, не писал с просьбой видео убрать.
Итак, ещё раз коротко пересказываю яркий пример поговорки «без вины виноватый»: организаторы меня сами пригласили, а потом, когда я пришёл, бесплатно поработал, поубивал технику, потратил время, здоровье и электроэнергию, просто нажаловались и подставили канал под предупреждение.
Ещё раз, как это назвать, чтобы не ругаться в интернете? Что непрофессионализм понятно, это я уже сказал. Подстава? Наглость? Глупое нежелание вникать в ситуацию? Наплевательское отношение к тем, кто мог бы быть надёжным партнёром в дальнейшем?
Как хотите, так сами и называйте, я знаю одно, я никогда больше не буду иметь дел ни с фестивалем VOICES, ни с его промоутором CLSX. Они уже вне зоны моего доверия и уважения. Я ценю партнёров, которые работают профессионально, отдают отчёт в последствиях своих поступков, и не стремятся отплатить за проделанную работу созданием проблем.
Я обещал, что я об этом напишу. Я ждал. Ни отзыва жалобы, ни звонка, ни извинений. Вот я пишу. Писать сам с просьбой отозвать жалобу, как советует в таких случаях YouTube, я в CLSX не буду. Пусть пишут те, кто виноват, кто использовал себе во благо чужой контент, я же просто пришёл и качественно выполнил просьбу. Писать про отзыв жалобы в моём случае – это унижаться перед теми, кто тебя подставил, просить их о снисхождении, это себя не уважать (к тому же, человек, который меня приглашал, написал в CLSX письмо с этой просьбой написал, но ему даже не ответили). Моей вины в этой ситуации нет никакой. И видео я удалять пока точно не буду (есть такая возможность удалить видео окончательно, чтобы не было видно, что оно удалено за нарушение авторских прав, тогда просто этого линка не будет).
Хотел написать об этом только во вкладке «Сообщество» на YouTube-канале, чтобы люди, которые смотрели это видео, а потом увидели, что оно удалено, понимали, из-за чего это произошло. Но там очень ограниченный объём текста, поэтому пришлось прибегнуть к рубрике «Блог» на сайте, а в YouTube добавлю ссылку на эту публикацию. Много «приятных слов» хочется по этому поводу сказать, но сдержу себя в руках, пусть читатели и зрители сами сделают вывод, как они расценивают этот казус. Знаю только, что такое предупреждение за нарушение авторских прав очень похоже на навет, который бросает тень на канал и на меня лично. Если VOICES и CLSX считают, что вот так решать деловые вопросы – это цивилизованный путь, тогда и у меня есть полное право донести до людей свою точку зрения.
Странная ситуация. Ужасно некрасивая. С гнилым душком. За долгие года освещения множества мероприятий у меня такого никогда не случалось. Может быть потому, что все те организаторы и их партнёры хотят, чтобы их уважали представители СМИ, с которыми они работают, и дорожат своей репутацией?
Игорь Магрилов