Международный кинофестиваль Berlinale, который уже в 66-й раз состоялся в Берлине, начинал свой путь как площадка для малоизвестных и талантливых кинематографистов прежде всего из стран третьего мира. Он задумывался как демократический конкурент таким престижным и гламурным международным кинофестивалям, как Канский или Венецианский, куда съезжались самые известные кинорежиссеры и кинозвезды из Голливуда и стран западной Европы. За более чем полвека Berlinale превратился в один из престижных кинофестивалей, куда считают за честь привозить свои фильмы самые именитые режиссеры и киноактеры.
В этом году на Берлинале было привезено более 400 художественных и документальных фильмом, отражающих все многообразие жанров и направлений современного мирового кинематографа. 23 фильма участвовали в официальном конкурсе на номинацию, 5 фильмов были показаны вне конкурса. Президентом кинофестиваля была выбрана голливудская кинозвезда, неоднократно получавшая самую престижную в мире кино премию «Оскар», Мерил Стрип (Mary Louise «Meryl» Streep).
Но, несмотря на гламурность и звездность многих участников, кинофестиваль сохраняет свои традиции и остается площадкой для sturt-up талантливых кинематографистов и актеров, малоизвестных в мировом кинопрокате. Berlinale в течение 11 дней предоставлял лучшие кинозалы немецкой столицы для показа полнометражных и короткометражных художественных и документальных фильмов со всех регионов мира, где только снимается кино. Берлинский кинофестиваль явился настоящим подиумом для дискуссий, в которых участвуют зрители и создатели фильмов. Он стал своеобразным кинематографическим зеркалом, отражающим реалии нашего времени и мировые проблемы. Кинематографисты языком своих фильмов рассказывают зрителям собственное мироощущение и видение самых болезненных проблем человечества.
Особенно это отразилось на показе, пожалуй, самой острой проблемы современности, по-новому соединившей бедный Восток и благополучный Запад. Речь идет о проблеме беженцев и мигрантов. Как известно, на сегодняшний день в движение пришли миллионы людей, вынужденных покинуть свою родину, спасаясь от бомбежек, терроризма, голода и болезней, в поисках лучшей жизни. Беженцы из Азии и Африки двинулись в сторону Европы. Их многочисленные потоки вызвали среди европейских обывателей самые разные эмоции – от сочувствия и симпатии до страха, ужаса и неприязни перед людской волной незваных и непрошеных чужестранцев.
Откликаясь на вызовы времени, жюри Berlinale-2016 наградило главным призом кинофестиваля «Золотым медведем» документальный фильм итальянского режиссера Джанфранко Рози «Фуокоаммаре» (Gianfranko Rosi, Fuocoammare). Фильм повествует о сосуществовании двух миров на маленьком острове в Средиземном море, которые волею судьбы приходят в соприкосновение – упорядоченный и доселе комфортабельный мир жителей итальянского острова Лампедуза и мир беженцев из Африки, бегущих из своих несчастных, охваченных войной стран в Европу. Для них этот остров становится перевалочным пунктом на пути в глубь континента.
В фильме остров Лампедуза становится метафорой мирового движения мигрантов и беженцев в Европу, их большой и последней надеждой на спасение и лучшую жизнь. Итальянская картина показывает глубокую веру обездоленных людей в свободу, мирную жизнь и счастье, связанные с европейским миром. Картина показывает также их глубокое разочарование от встречи с реальностью. Многие беженцы находят свой последний покой в волнах Средиземного моря. Их трупы береговая охрана и спасатели доставляют на берег Лампедузы почти каждый день. Все это стало реальностью для тысяч жителей острова, которые вынуждены становиться невольными свидетелями огромной гуманитарной катастрофы нашего времени.
Режиссер Джанфранко Рози показал берлинским зрителям задокументированное свидетельство повседневной жизни прибывающих на остров беженцев. Его кинодокументалистика сближает два пространства – реальную жизнь и символическое место, увиденное глазами жителя Лампедузы, итальянского подростка по имени Самюэль. Этот обычный мальчик, пропускающий школьные уроки, и любящий бродить по скалам родного острова, пристально наблюдает повседневную жизненную драму мигрантов – мужчин, женщин, стариков и детей.
Берлинский кинофестиваль, как и в прежние годы, показал массовому зрителю большого европейского мегаполиса замечательные и запоминающиеся фильмы, познакомив их с новинками кинематографа со всего мира. Фильмы, отобранные для показа, дышали креативностью и вовлекая зрителя в мир разнообразных человеческих страстей.
Для любителей мирового кино, проживающих в Центральной Азии, должно быть интересно знать, какие страны их региона приняли участие в нынешнем Берлинале, кто и какие картины показал европейскому жителю.
Мне удалось посмотреть новую картину представителя молодого постсоветского поколения, кинорежиссера Эмира Байгазина из Казахстана, который привез в Берлин игровой фильм «Раненный ангел». Надо сказать, что он уже участвовал в Berlinale-2013, где его совместный с немецкими кинематографистами художественный фильм «Уроки гармонии» получил главный приз фестиваля за лучшую операторскую работу. Тем не менее, этот фильм, по словам Эмира прошел малозамеченным у себя на родине в Казахстане. Он был показан в казахстанском кинопрокате без всякой рекламы в течение одной предновогодней недели и, к сожалению, прошел при пустых залах.
Новый фильм «Раненный ангел», поставленный на государственной киностудии «Казахфильм», был снят совместно с французскими и немецкими кинематографистами и был показан четыре раза на различных киноплощадках немецкой столицы. Последний показ фильма проходил в большом зале кинотеатра Zoo Palast в центре Берлина поздно вечером. Столпотворения никакого не было. Билеты продавались свободно. Публика была смешанная. Везде звучала русская речь. В зале были казахстанские немцы, представители казахской диаспоры, коренные немцы. После показа фильма вопросов зрителей и ответов кинорежиссера и киноактеров, обычно следующие сразу же после просмотра картины, не последовало.
В специально изданном «Кинокомпасе» по Berlinale фильм «Раненный ангел» охарактеризован следующими словами: «Четыре подростка в одной казахской деревне приходят в тяжелую конфронтацию при принятии нравственных решений. Эпизодические портреты, отражающие нравственный уровень молодых людей в эпоху экзистенциального перелома».
От себя могу сказать, что «Раненный ангел» во многом уступает «Урокам гармонии» в полноте и цельности восприятия. Первый после просмотра оставляет тяжелое впечатление от осознания безнадежности, безрадостного существования и глубины морального падения молодых современников. Поскольку я видела предыдущий фильм Эмира Байгазина «Уроки гармонии» в Берлине три года назад и писала на эту тему статью, то в глаза в первую очередь бросилась сюжетная близость двух фильмов. Обе кинокартины повествуют о жизни обычных казахских подростков из глубинки, которые в борьбе за выживание совершают различные преступления, при этом переходя черту нравственности и общечеловеческой морали. Добавлю, что одного из героев в «Раненном ангеле» играет юноша, сыгравший ранее главного героя в «Уроках гармонии».
Новая картина состоит из нескольких короткометражек со своими названиями – «Падение», «Рок», «Жадность» и другими, наводя на мысль о семи смертных грехах в христианской Библии. Каждый короткий фильм в киноленте повествует об истории из жизни ребят из глухого казахстанского аула, затерянного в бесконечных степях. Аула очень бедного и парней из очень бедных семей.
В начале фильма появляется короткая ремарка о том, что в 90-е годы прошлого века после распада СССР в Казахстане повсеместно отключали электричество.И эта гаснущая в самый неподходящий момент тусклая электрическая лампочка в весьма аскетичном жилище главных героев проходит красной линией через всю картину.
Все короткометражки в фильме заточены на одном – моральном падении или полном отсутствии какого-либо нравственного начала у этих казахских ребят, только вступающих в большую жизнь. А оно ознаменуется у одного хладнокровным убийством трех детдомовских подростков, живущих в подземелье. Они пригласили его к себе в свое подземное обиталище и доверчиво показали единственное и коллективное сокровище – собранный в полиэтиленовый мешочек цветной металл, за который можно получить некоторую выручку. Он приглашает беспризорных детей к себе на день рождения. Ребята с радостью принимают приглашение и хотят прийти в гости после встречи с раненным ангелом.
– Почему с ангелом? И почему с раненным?- спрашивает беспризорников герой фильма.
– Потому, что ангел упал к нам с небес и при этом поранился,-отвечают они ему.
Дело в том, что эти никому ненужные, брошенные собственными родителями дети, приучились нюхать клей. Они делают это каждый день и уходят на время в мир грёз, единственное их утешение в этой безрадостной жизни. Воспользовавшись наступившим забытьем, молодой человек обливает пол подземелья горючей смесью из банки и запирает тяжелую металлическую дверь снаружи. Дети обречены умереть в наркотическом сне.
Другой герой фильма вынуждает свою девушку сделать аборт, объясняя это необходимостью продолжать свое образование в медицинской академии, а не заботиться о ребенком и его матери. Это все как бы будет потом, но никак не сейчас. Нравственный закон, заложенный в человеке от природы, приходит в непримиримое столкновение с преступлением в сознании героя, и у того развивается тяжелое психическое заболевание.
Третий герой короткометражки из подающего надежды оперного певца и противника поднимать руку на ближнего своего превращается в конце-концов в хладнокровного драчуна, до крови избивающего младших школьников в сортирах, в уличных боях, тем самым выбрав для себя криминальную стезю вместо развития дарованного богом таланта.
Другой мальчик-подросток и единственный ребенок в семье оказывается примитивным вором. Не желая более таскать тяжелые мешки с мукой на работе, он взламывает конторские двери и похищает казну организации, за что теперь должен идти в тюрьму на многие годы. А дома остаются несчастная мать и отец, только что получивший долгожданную работу после тюремной отсидки.
Все эти юноши родились и выросли в обычных казахских семьях в лихие 90-е. Они ничем непримечательные, если не считать их общей примечательностью жизнь в царящей здесь абсолютной бедности, которая и толкает этих ребят на нравственное падение и совершение уголовных преступлений. Социальная среда, в которой родились и растут эти мальчики, на многие годы вперед и на бесконечные километры вокруг оказались в радиусе заражения злобой, безнравственностью и жестокими приоритетами закона самовыживания. То есть в теме того, что принято называть социальным дарвинизмом, когда в человеческом социуме более сильный, в данном случае более сильный и подлый, уничтожает другого, более слабого, более нравственного.
Не секрет, что после развала СССР, слома социалистической экономики и наступления дикого капитализма жизнь пошла под откос у большинства казахов, да и не только у казахов. Наступила массовая безработица среди работоспособного населения, ставшая уже хронической, народ обнищал в основной массе, и законы криминального мира подменили для многих и многих традиционные законы нравственности и религии. Особенно это коснулось поколения, родившегося и выросшего в постсоветскую эпоху, в эпоху драматических перемен. Многие не выдержали, сломались, сгинули в небытие или превратились в бесчувственных карьеристов.
Тридцатиоднолетний режиссер Эмир Байгазин в обеих своих работах – «Уроках гармонии» и « Раненном ангеле» – показывает казахскую молодежь своего поколения из лихих 90-х годов прошлого века в безжалостном свете – падшими морально, готовыми хладнокровно убивать, грабить и совершать другие преступления против человечности ради любой суммы денег, и где деньги и успех любой ценой превращаются в единственное мерило и ориентир в жизни. В лице этих подростков как бы показано жестокое и эгоистичное лицо нового постсоветского поколения казахов.
Сам режиссер также заявил, что он идейно относится к новой генерации и никак не связан со старшим советским поколением казахов какими-бы то ни было присущими этому поколению нравственными ориентирами и чувством ответственности за других. И в работе с людьми, и в подходе к исполнителям ролей в своих фильмах он руководствуется сугубо прагматичным расчетом.
После просмотра «Раненного ангела» в голове возникает закономерный вопрос: а какое поколение пришло на смену советскому человеку в Казахстане? Что представляет из себя эта новая казахская генерация? И делает ли постсоветское казахское государство что-нибудь, чтобы как-то улучшить безрадостное и безнадежное положение материально и духовно нищего подрастающего поколения в сельской глубинке, которое через пару десятков лет будет строить будущее этой огромной страны? Думаю, что в картине все черные краски намеренно сгущены. И потому этот фильм оставляет в душе такое гнетущее впечатление. Но кто знает?
И снова возвращаясь от отдельной картины к мейн-стриму кинофестиваля, надо сказать, что наряду с чисто художественной и эстетической ценностью показанных кинокартин, берлинский кинофестиваль одновременно представляет собой крупнейшую в мире киноярмарку. Мировое кино сегодня – это мощный интернациональный экономический сектор с ежегодными миллиардными оборотами. Киноискусство в чистом виде здесь тесно переплетено с экономикой и коммерцией. Они существуют взаимно и оказывают заметное влияние друг на друга. Berlinale представляет собой одно из лучших мест европейского кинорынка, где ведутся переговоры о будущем кинопрокате привезенных на фестиваль новых фильмов и заключаются договоры о будущих кинопроектах. Это изнурительная, но необходимая работа, которой занято всё фестивальное время. Работа над задачей прорыва к массовому европейскому кинозрителю дает реальную возможность малоизвестным режиссерам и их работам заявить в полный голос о себе в большом и богатом европейском кинопрокате. Жесткая конкуренция с европейскими и голливудскими, и порой не самыми лучшими и не самыми талантливыми картинами, – актуальная тема для амбициозных и креативных кинорежиссеров и актеров из стран развивающегося мира.
Текст/фото: Чынара Харьехузен