Фотография для Берлина – это намного больше, чем просто документалистика или искусство. Город живет фотографией, многие постоянно ходят с камерами и непрерывно что-то снимают, одновременно проводится огромное количество всевозможных фотовыставок, а сейчас, например, проходит масштабный «Европейский месяц фотографии в Берлине». Поэтому, когда в редакцию принесли материал, так или иначе связанный с фотографией, мы не могли его не взять.
 

30 октября состоялось официальное открытие очередного выставочного сезона Фонда фотографии C/O Berlin. Уже по новому месту постоянной прописки – в помещении Дома Америки (Amerika Haus).

C/O Berlin – организация известная и горожанами любимая. После ошеломляющего успеха первой выставки – ретроспективы легендарного фотоагентства Magnum Photos, Фонд, учрежденный еще в 2001 году, мгновенно завоевал сердца жителей Берлина. За время своего существования он также успешно развил программы поддержки молодых фотографов и детские обучающие программы. Представив берлинцам таких тяжеловесов в мире фотографии, как Энни Лейбовиц, Томас Гопкера, Хана Голдина, Роберт Мэпплфорп, Лэрри Кларк, Рене Бюрри, Барбара Клемм, Том Вуд, C/O Berlin становится ярким пятном на музейном ландшафте Берлина. Кто-то даже измерил, что очередь на выставку легендарной Энни Лейбовиц достигала 63-х метров.

В 2012 году C/O Berlin пришлось покинуть великолепные помещения бывшего Имперского почтамта в центре города. Вроде бы, все законно – владелец просто продал здание, временно арендованное Фондом для проведения выставок. Срок аренды истек – необходимо искать новое помещение. Однако, по единогласному мнению берлинской общественности, болезненно переживающей опасно-уродливую джентрификацию города, необходимость приобретения мэрией такого важного исторического и культурного центра, как Имперский почтамт, в фонд города была бы насущной и знаковой. И действительно, переселение C/O Berlin проходит на фоне настораживающих тенденций. Прежде всего, скандального выселения художников из заселенного сквот-арт-центра Тахелес (Tacheles), массовые сокращения альтернативный выставочных площадок и выселений из ателье (насильственное выселение сорока художников из двух домов-ателье районе Wilmersdorf в 2013 году, выселение художников из дома-ателье  Prenzlauer Promenade в апреле-июне 2013 года, 150 выселенных художников в 2014 году). С другой стороны, наблюдается тенденция повсеместной застройки центра не окупающимся элитным жильем, бесконечными шоппинг-центрами, простаивающими люкс-отелями, с кое-где иногда все-таки горящим одиноким окном.

Но на приобретение замечательнейшего здания Имперского почтамта, с его сдержанно-изысканной архитектурой Карла Шватло (Karl Schwatlo), реверансом девятнадцатого века периоду раннего итальянского возрождения, у города средств не нашлось. Зато нашлись они на постройку всем ненавистного экстравагантно-бомбастического нового аэропорта Берлин-Бранденбург. Шедевру исторической архитектуры, где находился Фонд фотографии, по задумке иностранного инвестора предстояло стать дорогим отелем.

А вот неказистому Дому Америки, которому в итоге выпала честь принять C/O Berlin, в отличие от почтамта не так повезло. Казалось бы, тоже центральное место, но архитектурой, на придирчивый и строгий взгляд инвестора, он не вышел. Еще и предписания, как к шедевру, соответствующие: перестройке, перепланировке и сносу не подлежит, памятник все же. Страшненький, неладненький, обычная скошенная конструкция с глубоких окраин обшарпанных шестидесятых. Еще с 2007 года мэрия активно, но тщетно пыталась отделаться от бывшего Центра американской пропаганды (а именно таково было предназначение открытого в 1957 году Дома Америки). 

Да, именно его предприимчивая администрация города сосватала фонду C/O Berlin. Из семидесяти предложенных объектов, так называемых вариантов, этот оказался наименьшим злом. Полтора года назад учредителям Фонда, названного одним из ведущих в стране центров фотографии, пришлось просто ужаснуться, когда они вступили в никому не нужный Дом Америки. Мрачный, удручающий, с маленькими, с глухой шумоизоляцией, помещениями без окон, с низкими потолками, пожелтевшим линолеумом, с въевшейся в старый и взбухший ковралин микро-пылью. Это было скорее здание старого заброшенного детского сада времен советского застоя, чем культурный центр.

Понадобились профессиональное чутье и энтузиазм Петры Калфельдт (Petra Kahlfeldt), главного архитектора проекта восстановления Дома Америки, профессора охраны исторических памятников, чтобы преобразить представшее перед ней «нечто». "Меня восхитили прозрачность форм, тонкость линий, простота деталей," – нарочито восторженно заявит она в попытке уйти от неприятной темы.

Открытие выставочного комплекса позволило новоизбранному бургомистру Михаэлю Мюллеру (Michael Müller) достойно засветиться в роли мецената искусства. Напомним, что совсем недавно действующий, но с катастрофически падающим рейтингом, правящий бургомистр Берлина Клаус Воверейт был переизбран, и его приближенный и близкий соратник по партии Михаэль Мюллер вот-вот должен заступить на должность. 

Так, странноватый, претенциозно-модный Дом Америки снова в теме. Как и после войны, доминирует он над скудным интеллектуальным шоппинг-ландшафтом западного центра Берлина и каноническим Музеем фотографии (Helmut Newton Foundation). И как-то все ладно получается, искусство находит новые пространства, новые формы, по-новому определяет ландшафты. Не в этом ли его смысл? Не в этом ли назначение? Только не странно ли фальшивую роль играет при всем этом администрация города, выдавая себя за мецената культуры.

В итоге, что же мы имеем? Администрация города старательно фальсифицирует имидж Берлина как культурного центра Европы, одновременно закрывая глаза на планомерно выживаемые арт-площадки. Пополнение бюджета культуры никак не сказалось на расходах на свободных художников, которые так и остались на уровне 2,5 %. Городской управе, наверное, кажется, что именно она должны стать активной частью творческого процесса. Именно, тем толчком, в прямом смысле, к художественному поиску: не поддержать, но вытолкать или, вернее, посодействовать выселению. Искусство не благодаря, а вопреки… Это то, чего мы ждем от нашего города? 

Об этом и о многом другом можно задуматься, посетив C/O Berlin. С 30 октября, уже по адресу новой прописки в бывшем Доме Америки, открыты  сразу четыре одновременно стартовавшие выставки:
Magnum. Contact Sheets,
"Запечатлей себя как Магнум" ("Picture Yourself with Magnum"),
Уил Макбрайд "Я был влюблен в этот город" (Will McBride "Ich war verliebt in dieser Stadt"),
Луизе Шрёдер, Ханна Петерсон "Работа над мифом" (Luise Schröder/Hannah Peterson "Arbeit am Mythos").

Все они будут идти до 16 января 2015. Приходите! Это, действительно, стоит того.

Текст: exhebiture (специально для Berlin-VISUAL.com)
Фото C/O Berlin (Дом Америки до и после, здание Имперского почтамта, снимки из проходящих сейчас экспозиций):

Das Amerika Haus © Raimond Spekking
Das Amerika Haus © David von Becker
Postfuhramt in der Oranienburger Straße © Pedellecs
Flaschenspiele im Strandbad Wannsee, 1958 © McBride
"Arbeit am Mythos" © Luise Schröder

Редакция уважает точку зрения автора, тем более, что, действительно есть многочисленные свидетельства выселения художников из их помещений в угоду финансовой прибыли. Тем не менее, мы не думаем, что в городе все так печально с культурой. А многочисленные галереи просто растут каждый день как грибы после дождя. Если кто-то еще хочет высказаться на тему отношения городских властей к объектам культуры и художникам, пишите нам, мы с удовольствием опубликуем ваше мнение.

image image image image image