Модельный бизнес всегда в центре внимания – красивые девушки и эффектные парни, обложки глянцевых журналов и актуальные лукбуки, модные показы и бекстейдж-селфи из разных стран… Кажется, что известные модели просто купаются в народной любви. Далеко не все из тех, кто видит калейдоскоп ярких картинок, понимают, что это ещё и нелёгкая работа. Не только моделей, но и их агентов.

Давно ушли в историю времена, когда только крупные московские и киевские агентства моделей, реже агентства других больших городов, сотрудничали с известными зарубежными партнёрами, отправляя им на работу отечественных моделей. Распространение интернета разрушило эту монополию и остановило паразитирование столичных агентств на труде коллег из регионов.

Сегодня можно жить в самом маленьком городке, но вполне успешно сотрудничать с международными грандами модельного бизнеса. Для этого нужно всего лишь хотеть работать – искать перспективных моделей по интернету и так же по интернету находить им работу за рубежом. Благо предложений от агентств моделей со всего мира – выше крыши. Если вы не ленитесь и регулярно отправляете моделей на работу, то быстро наступает эффект снежного кома – уже не вы ищите моделей, модели сами вас находят. Срабатывает сарафанное радио, поскольку моделям хочется работать с настоящими профессионалами.

Находясь не один год в модельном бизнесе, я привёл в него огромное количество не только моделей, но и сотрудников моего агентства. Многие модели сделали неплохую карьеру, поработали в разных странах, побеждали в престижных конкурсах, а несколько человек и вовсе остались жить и трудиться за рубежом. Да и некоторые менеджеры, набравшись у меня необходимого опыта, достаточно успешно ушли в свободное плаванье.

Виталину Розбицкую я за ручку в модельный бизнес не приводил. Вика сама пришла в моделинг и нашла меня. Какое-то время мы поработали вместе, и я рад, что ныне она считает меня одним из своих учителей.

Живя в провинциальном Бердичеве, Вика очень быстро прошла пусть от начинающего букера до директора своего собственного агентства моделей Vitalina Models. Правда, пока эти должности ей приходится всё ещё совмещать. Но Вика работы не боится и моделей своих любит. А те, в свою очередь, любят её. Если модели знают, что им быстро найдут зарубежные контракты, поддержат и помогут решить все возникающие во время работы вопросы, то из такого агентства никто не уйдёт. Наоборот, модели туда приведут и своих подружек, недовольных работой в других агентствах. Так модельный механизм и работает, это вечный круговорот агентств, скаутов, букеров, моделей, контрактов, работ, стран…

Одним словом, зная, что Вика в курсе того, что сейчас происходит в модельном бизнесе, я попросил именно её рассказать о том, как выживает отрасль в период пандемии коронавируса. Надеюсь, вам будет интересно.
                                                                               
                                                                                                                                           Игорь Магрилов



Ни для кого не новость, что 2020 год стал исторически знаковым, важным, сложным годом, который сумел повлиять на каждого из нас, не говоря уже о мировой экономике и бизнесе, где моделинг не стал исключением.

Длительное время считалось, что в мире может быть мировой кризис, может закрыться та или иная страна, но модельный бизнес останется живее всех живых. Он будет не просто жить, а развиваться. Потому что человек-потребитель, который хочет все больше и больше товаров, услуг, и без красивых лиц, которым нужно «продать» этот продукт, просто не обойтись. Но оказалось, что и в этом бизнесе бывают исключения из правил.

Считайте это небольшим вступлением, где я хочу поблагодарить Игоря за приглашение рассказать о своей работе на его сайте. 

Я, как основатель модельного агентства Vitalina Models, будучи в молелинге с 2008 и на международном рынке с 2013 года, позволю себе поделиться своим опытом букера (менеджер агентства, занимающийся продвижением моделей, нахождением им работы и связанными с этим организационными вопросами, – Ред.), особенно в период, начинающийся с конца 2019 года.

Этот неспокойный период отсеял много хороших материнок (материнских агентств, – Ред.) в Украине, России, Беларуси. Не мало зарубежных агентств, особенно в Азии, вынуждены были закрыться или объединиться в одно агентство, и, как минимум, стать не конкурентами, а партнёрами. 

На начальном этапе пандемии многие агентства пробовали давать моделям работу в онлайн режиме: присылали товары, а девочкам надо было делать съёмку с ними на месте. Но не у каждой модели была возможность нанять студию, аппаратуру, свет и сделать хороший мейк-ап. Идея хорошая, но не прижилась. В это же время делали много онлайн-показов. Если это были очень знаменитые бренды, то действительно было интересно посмотреть. Да и просмотров в лайф-режиме было куда больше, чем приглашённых зрителей на живом показе.

В то время, как другие виды бизнеса уже просто стонали от удалёнки, индийские, китайские, турецкие, ливанские агентства делали онлайн-шоу. Кстати, Бейрут в 2020 году практически был закрыт для зарубежных моделей. Разве что только приглашали на дайректы (приглашение модели на конкретную, кратковременную работу, – Ред.), поскольку причина была не только в ковиде, а в экономической сфере страны, касающейся проблем с банками.

«Акулы» модельного бизнеса несут огромные убытки. Возможно, даже больше, чем обычные, малоизвестные агентства. Пока я писала эти строки, пришло сообщение, что закрывается очередное агентство моделей, одно из лучших в Нидерландах.

Я лично знаю некоторых букеров-партнёров, которые вынуждены были вообще полностью изменить свою деятельность – стать менеджером в офисе, бухгалтером, визажистом, даже онлайн-стримером. Раньше это были исключительно единичные случаи, и всегда на них обращали особое внимание, даже обсуждали в специализированных модельных топиках.
Моделей также не миновали сложные времена. Многие девочки и ребята впадали в депрессию и постоянно спрашивали меня, когда будет хоть какая-то работа. Как следствие, кое-кто терял стимул поддерживать себя в форме. Поэтому я просила своих моделей снимать небольшие видео в домашних условиях, где они занимаются йогой, спортом, чтобы они хоть как-то держали себя в нужных параметрах.

Да что тут скрывать, я сама впервые задумалась о другой работе, не связанной с букированием моделей.

Ковид стал прекрасной, дополнительной причиной, особенно для зарубежных агентств, существенно снизить прайсы модельных работ, а то и вообще не заплатить, оштрафовать, не купить обратные билеты моделям, отправить их раньше времени домой. Всё чаще случались отказы выплатить комиссию – а это совсем небольшие суммы – материнкам или просто не отвечать на сообщения.

Конечно, такие проблемы были и раньше, но пандемия послужила очень хорошим поводом нарушать контракты по многим пунктам и куда чаще.

Пандемия стала индикатором для многих зарубежных агентств и материнок. Именно в конце 2020 года многие модели хорошенько задумались, стоит ли возвращаться к своему агенту, после того как он не удосужился повлиять на то, чтобы модели купили билет, связались с посольством, да и вообще, просто не поддержал в такой совсем непростой ситуации. Также много материнских агентств подчистят свою базу, с кем они работали раньше и, кто в ней останется сейчас.

В период пандемии закрытые группы сообществ моделей и агентств в социальных сетях просто были завалены агентствами, которые предлагалось добавить в «чёрный список». Много агентов обращались за помощью, спрашивали, как решить проблему с комиссией, каким переводом, где искать дополнительные рейсы, которые по идее, должны быть практически бесплатными, но по итогу уже на месте, модель вынуждена была платить огромные деньги, которых просто не было…  Если посольства не знали, как помочь и решить такие вопросы, то что уже говорить о материнках.

Отмечу и положительные изменения. Еще весной 2020 года, я поняла, что именно партнёрское сотрудничество, коллаборации, прямые эфиры, могут хоть как-то поддержать на плаву. Первым делом я написала письма всем зарубежным партнёрам в Азии, Европе, США, что готова рассматривать любые модельные краткосрочные проекты. Что самое интересное, в этом меня поддержали практически все, даже те агентства, которые отвечали крайне редко. Можно сказать, что с них упала корона, и мы были уже в равных условиях.

Ещё в 2019 году я проводила много прямых эфиров с совершенно разными людьми, из разных отраслей в своем Instagram, чтобы поддерживать интерес к своему агентству и деятельности. Чтобы привлечь публику, помимо тем про моделинг поднимала темы диетологии, нумерологии, карт Таро, общалась с начинающими артистами. Это был интересный и полезный опыт. 

В период, когда было небольшое ослабление карантина, во многих странах, всё же приглашали больше местных моделей, потому что взять на контракт модель из другой страны было уже крайне сложно и не предсказуемо. Никто не знал, что будет завтра, нельзя было даже планировать на месяц вперёд, не говоря уже о двух-трёх месяцах контрактного времени.
Многие зарубежные бренды пытались приезжать уже на территорию Украины и России, чтобы делать рекламные съёмки, особенно если заказчик готов был хорошо заплатить. Делались большие кастинги, и получить работу было совсем сложно. Падала цена самой работы, модели уже были готовы работать чуть ли не бесплатно, лишь бы обновить своё портфолио, да и вообще не потерять свои навыки.    

Сегодня, те модели, которые по случайности остались в Китае, чувствуют себя очень хорошо. Общаясь с некоторыми из них, удивляюсь тому, как Китай быстро вышел из кризиса. Те немногие модели, которые остались там, могут наконец-то хорошо поработать и заработать, не чувствуя особой конкуренции. Некоторым моделям удалось заработать до 10 тысяч долларов за это время, и, думаю, это не потолок. Если будет очередная волна ковида, то модели уже не так будут боятся «случайно» остаться в том же Китае.

В странах Азии наблюдается тенденция активно приглашать местных, своих моделей, особенно на фэшн-шоу (модные показы, – Ред.), а также моделей из соседних стран, но спрос на европейский тип лица всегда будет актуальным. Мне, как букеру, не один раз писали азиатские партнёры с просьбой показать наших моделей, которые остались в их странах.

Конечно же, многие модели надеются, что всё заработает, как раньше. Многие материнки продолжают букировать своих моделей, и готовы, если снова откроются границы, сразу сделать визу и отправить свою модель, уже не тратя время на поиски самого контракта. К сожалению, работая по такой схеме, у меня самой «слетело» 10-12 контрактов. То есть, время потратила много, а «выхлоп» практически равнялся нулю. Но всё же некоторые контракты у меня были, и я расскажу об этом ниже.

Не могут не радовать открытия в Украине новых модельных школ. Мне лично удалось побывать на открытии двух из них – Vitalite Models и M_models, где я работаю консультантом, преподавателем «Основ модельного бизнеса», а также учу позированию перед камерой, рассказываю, как сделать правильные снепы (снэпшоты, снимки модели без макияжа и фотошопа, – Ред.) и видео. Также я часто приглашаю на открытые занятия родителей детей для живого общения с моделями и актёрами. Хочу сказать, что есть положительная тенденция отношения к этой деятельности, родители уже больше заинтересованы в модельной карьере своих детей, так как есть наглядные примеры моих моделей, с которыми работаю. Конечно же, социальные сети своё дело делают, и уже не надо доказывать, чем ты занимаешься и чем занимаются твои модели, так как вся информация на виду.

Сейчас много взрослых и детских конкурсов красоты проходит в онлайн-режиме. Это касается даже небольших городов. Я к этому абсолютно никакого отношения не имею, просто среди моих знакомых есть организаторы таких проектов, где судьи по видео-конференции определяют победительницу, а потом присылают корону или ленту по почте. И хоть за участие в них надо ещё и платить, желающих достаточно. Не берусь обсуждать целесообразность таких конкурсов, но пока мне их сложно принять.

Ещё один положительный процесс запустился среди украинских материнок, и мне очень приятно быть в этой ассоциации, быть частью истории. Впервые за столько лет на серьёзный уровень выносится обсуждение официального договора (соглашения) между моделью и модельным агентством. Есть даже хорошие шансы подать этот проект в Верховную Раду Украины. Звучит фантастически, но этот документ уже в процессе подготовки, и мы все в совместной группе активно обсуждаем каждый пункт. Появилось больше времени на такую работу, так как уже никто не может похвастаться большим количеством моделей, которые работают в разных странах.

Думаю, на все 100% нельзя будет защитить, как агентство от неправильных поступков модели, так и наоборот, но, как минимум, уже будет не так легко «перескочить» из одного агентства в другое. В случае, если же модель переходит, то тот, кто её принял, будет платить процент тому, от кого она ушла. Кроме того, модель должна будет вернуть деньги, которые были потрачены на неё (съемки, студия, виза, портфолио), но все эти расходы надо будет фиксировать, чтобы были доказательства. Следующий шаг – создание нормативного документа с зарубежными агентами, которые также очень часто переманивают наших моделей. Давно назрела необходимость создать максимально некомфортные и нелегкие условия для перебежек моделей из одного агентства в другое и воспитания у всех ответственности за свои действия.

Агентство Vitalina Models давно закрепило деловые отношения с коллегами из Азии, Европы и США. Но в каждой стране, даже в каждом конкретном агентстве, свои правила и специфика работы. Этот фактор хорошо влияет на подбор моделей среди девушек и парней. Но что интересно, нельзя искать и размещать на своём сайте одни и те же, конкретные, типажи, так как рынок изменчив и чем больше выбор, чем легче найти модельный контракт. 
Касательно параметров моделей. Рост, вес, параметры и возраст всегда будут держаться в пределах давно известной нормы. Для девушек оптимальный возраст – 15-25 лет, рост – 173-180 см, объём в бёдрах –88-93 см. Для парней возраст практически не имеет значения, рост строго от 185 см, спортивное телосложение. 

Уже на сегодняшний день наличие качественных тестов (первые фотографии модели, показывающие её сильные стороны, – Ред.) профессиональных фотографий, хороших снепов и видео, сделанных в студии, даже Instagram – основа основ для любой модели. Давно прошли те времена, когда моделей брали на работу без бука. Конечно же, если агент увидел хорошее, перспективное лицо, то ему будет интересно внести свой вклад в развитие модели. Но и тут надо быть осторожным, поскольку зачастую не все модели отличаются благодарностью и могут легко с готовыми материалами перейти в другое агентство. По этой причине я перестала отдавать фотографии и видео девочкам, которые сделала лично я или мои фотографы в студии. 
Также будущим моделям нужно какое-то время, чтобы научиться двигаться перед камерой, не бояться показать себя, потому что зарубежное агентство хочет зарабатывать деньги, а не учить. Ну и были такие случаи, когда из-за незнания английского языка или плохого позирования модель просто отправляли домой, и ещё хорошо, что не за счёт самой модели. Поэтому, правила ужесточились, конкуренция большая и конечно же, мне как букеру намного проще работать с опытной моделью, у которой уже есть готовые материалами, чем рисковать и отправлять новое лицо. 

Перед пандемией я работала со многими странами, и было намного проще перевести модель из одной страны в другую. При большом желании модель могла летать 6-8 месяцев без перерыва. Сейчас, конечно же, такого нет.

Индия, Турция, Италия – страны, которые оказались более устойчивы в период пандемии. Мексика, частично США, Вьетнам, Филиппины, чуть позже и Корея с Японией, стали более-менее доступны для иностранных моделей. Китай остаётся без новых моделей и по сегодняшний день, там приходится довольствоваться теми, кто случайно остался в стране или уже своими местными.

США начинают работать строго по документам о разрешении на работу, а также просить от моделей дополнительные плату за размещение на их сайте, что примерно 300-500 долларов в год.

В период пандемии меня приятно удивил Милан, и хорошо заставила понервничать Индия. Мои модели до сих пор судорожно вспоминают о сумасшедшем вылете из Индии, когда приехать в сам аэропорт уже было достижением, так как в пути их раз пять останавливала полиция и с криками заставляла ехать назад в свою квартиру. Конечно же, остаться по случайности в Китае – это одно дело, но в Индии – совершенно другое. Учитывая, как китайцы очень быстро возобновили рабочий процесс, то девочки достаточно быстро вошли в свой привычный режим модельной жизни.

Некоторые агентства Милана начали делать рабочие документы для моделей из России и Украины, и даже готовы были оплатить тест на ковид, купить билеты в обе стороны. Даже летом 2020 года мои девочки умудрились походить по кастингам, сделать съёмку с местными фотографами и получить перспективные предложения от других агентств. Раньше на работу в Милан было не так уж легко попасть, сейчас же – намного проще. Уже в январе этого года туда полетела моя модель. Она говорит, что людей на кастингах пока не так много, и работу получить сейчас намного реальней. 

Больше всего контрактов у меня с турецкими агентствами. В эти дни там пять моих моделей, и скоро к ним прибавятся ещё две. Девочки почти каждый день работают, что не может не радовать. Но старые агентства немного расслабились, и с ними стало труднее работать, чем с новыми, которые еще стараются. Турецкие фотографы с большим удовольствием берут моих моделей на съёмку, и результатами, как букер, я очень довольна. Как говорят: «Кто ищет, тот найдёт».  Многие турецкие фабрики хотят работать с моделями напрямую, но тут могут возникнуть проблемы с оплатой.

Активно проявляет себя и Египет. В Каире всего одна-две компании, которые делают съёмки для каталогов, но они часто приглашают девушек из России и Украины. Плюс-сайз модели (модели для демонстрации одежды больших размеров, – Ред.) там тоже очень востребованы. Вообще, во многих странах сейчас большой спрос не на таких худых моделей, как это было раньше. Турция, Ливан, Китай всё чаще просят таких моделей, а оплата и количество работ у них выше обычного.

Стоит сказать и о том, что существуют специальные группы в социальных сетях, сообщества моделей и агентств, топики о модельных работах и проектах, где модели могут самостоятельно найти себе дополнительный заработок или съёмку. Всё стало доступным и открытым настолько, что в будущем нельзя исключить значительного снижения необходимости материнских агентств как таковых. Модель сможет самостоятельно находить себе работу и решать, где работать, а где нет. Но это будет больше касаться моделей с опытом работы.

Исходя из всего этого, я как агент обязана постоянно развиваться, изучать рынок, наводить новые и качественные связи, уметь договариваться и решать проблемы, касающиеся модельной работы. Даже с опытом и с уже готовой базой зарубежных партнёров надо быть в курсе всех постоянно происходящих в отрасли событий. 

Вернусь, например, к Индии. Только совсем недавно местные агентства начали делать документы для наших моделей на рабочую или бизнес-визу, что стоит немалых денег. Пока этот вопрос остаётся открытым. Особого желания работать с индийцами нет, поскольку они считаются лидерами по негативным отзывам, но именно эта страна даёт возможность заработать. Я уже много лет отправляю туда своих моделей строго по гарантии. Раньше считалось, что с китайцами трудно работать, но после паузы в целый год, Китай начал заново ценить своих зарубежных партнёров и с нетерпением ждать, пока откроются посольства, чтобы поставить штамп на документах. 

Япония и Корея находятся в том состоянии, когда они могут позволить себе выбирать лучших из лучших. Некоторые агентства уже сообщили, что полностью обеспеченны моделями до лета 2021 года. 

Пандемия коронавируса в буквальном смысле этого слова заставляет думать и решать определённые задачи по-новому. Как только узнаёшь информацию о возможном вылете в ту или в другую страну, нужно не медлить, а очень быстро контактировать и подавать заявку. 

Наступивший год меня порадовал новыми знакомствами. Такими, как с украинской компанией Bodo, которая сумела в самый разгар режимно-масочного периода организовать много съёмок в Стамбуле, в которых смогли принять участие и мои модели. 

Если говорить о ситуации по работам в моделинге в общем, то они стали намного дешевле и проще. Много съёмок организуют специально для Instagram, который переходит на новый уровень по качеству и даже по времени. Уже не делают так долго, как раньше, монтаж или обработку видео и фотографий. Идёт тенденция минимализации временных затрат. Я ещё год назад заметила, что прямо из студии, где делают съёмку с моделями, уже через несколько минут выставляют снимки на площадке для продажи продукции. Видео делают буквально на минуту или 30 секунд, чтобы оно могло быстро зацепить потенциального покупателя. Закончились времена, когда неделями «вылизывали» фотографии, чтобы отдать их на печать или разместить где-либо. Та же Япония практически отказалась от фотошопа, там ценится натуральность и естественность картинки. Мир рекламы меняется, темп сдвинулся, и нам, как участникам этой индустрии приходится с этими мириться, нравится это кому-то или нет. 

То, что немного упали цены на работу, будем надеяться, что это временный фактор, и клиент не успеет привыкнуть к тому, чтобы диктовать такие прайсы и дальше. Если раньше в Турции, каталог стоил 180-200 долларов, то сейчас может быть в лучшем случае 130. Турецкие начинающие артисты также могут позволить себе пригласить моделей на съёмку только за очень маленькие деньги. Много работы появилось на отработке макияжа и причёсок, на шоу-румах (помещениях для демонстрации одежды и аксессуаров, где образцы можно рассмотреть и потрогать, – Ред.), презентациях, открытии небольших бутиков. Всё меньше работ для эдиториал (фотоснимки для журналов, – Ред.) и рекламных вывесок. 

Мало сейчас предложений по краткосрочным работам, ещё меньше по показам и съёмкам со знаменитыми дизайнерами. Это раньше я особо не удивлялась тому, что мою модель в Гонконге могли пригласить для открытия очередного бутика от Versace, где пел Стинг. Тому, что моя модель работала на съемке Jimmy Choo, который обувал принцессу Диану. С радостью вспоминаю своих моделей на показе коллекции в Каире от дизайнера Nagwa Zahran, которая буквально недавно работала с Дженнифер Лопес, предоставив несколько платьев из своей коллекции. По таким временам очень скучаешь.  Это уже достаточно высокий уровень моделинга, где стараются работать с постоянными моделями и заказчиками, не проводить дополнительных кастингов для новых лиц.

В модельном бизнесе изменения происходят по всему миру, и если мы будем готовы принять их, сможем быстро обучаться и находить новые эффективные способы коммуникации, договоренностей, даже иногда соглашаться поработать бесплатно, то «выхлоп» будет. По крайней мере я в это верю. Новый толчок развития в своём деле можно получить только тогда, когда любишь то, чем занимаешься, готов много работать и тебе это нравится. Выживут не все и не все смогут смириться с новыми правилами, но это наши реалии.

Прошедший год наглядно показал, что надо развивать оба направления: делать интересные съёмки, проекты местного уровня и развивать, поддерживать международное сотрудничество.

Сейчас трудно планировать что-то конкретное, но что самое интересное, вот пишу эту статью и удивляюсь, как это я умудрилась организовать так много поездок и съёмок в то время, когда во всём мире бушевала пандемия. Я как букер практически ничего не заработала, а если и было что-то, то совсем мало, и это не те суммы, за которые есть смысл тратить своё время и нервы. Но в любом случае, для меня это новый этап и полезный опыт. 

2020 год преподнес хороший урок, отсеял слабых и укрепил сильных. Я люблю то, чем занимаюсь, поэтому продолжаю работать. Очень надеюсь, что смогла хоть немного рассказать и поделиться своим личным опытом, с чем столкнулась, как я, так и мои модели. Которых сейчас всё больше и больше, что не может не радовать. А это значит, что Vitalina Models на правильном пути. 

Желаю всем в 2021 году стабильности, роста, крепкого здоровья и много выгодных предложений!

Виталина Розбицкая, Бердичев, Житомирская область
Фото/видео: архив Vitalina Models. 
Главное фото – модель Карина Т., фотограф @niyazigenca, Каппадокия (Турция).
Модели на снимках: Кристина К., Елена Д., Анастасия Ж., Влад Х, Анна Б., Ксения, Маргарита К., Каролина Т., Рина С., Елена Б., Камиль Х. (лицо бренда Honor), Маша, Карина Т., Вера А. Съёмки проходили до пандемии коронавируса и во время неё в Китае, Турции, Корее, Гонконге, Ливане, Индии, США, Марокко.


image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image