7 мая в Берлине на одной из самых красивых площадей города – Жандарменмаркт – состоялся концерт «Песни победы», инициатором проведения которого выступил народный артист России Михаил Турецкий при поддержке Министерства иностранных дел и Министерства культуры РФ. Для многотысячной аудитории пели «Хор Турецкого», SOPRANO Турецкого, дочери Турецкого – Эммануэль и Беата и, конечно же, сам Михаил.

Перед концертом в Российском Доме науки и культуры состоялась пресс-конференция, на которую так и не приехали заявленные директор Департамента информации и печати российского МИДа Мария Захарова и Министр культуры РФ Владимир Мединский. Открыл встречу с журналистами Посол России в Германии Владимир Гринин. Он отметил важность мероприятия, напомнил, что хорошо знакомые всем с детства песни символизируют победу добра над злом, что главными слушателями этого бесплатного концерта станут ветераны, блокадники и труженики тыла. В Берлине тема войны воспринимается непросто, поэтому российский дипломат отметил поддержку сената Берлина, который без проволочек согласовал акцию, и готовность правящего бургомистра города Михаэля Мюллера (Michael Müller) оказать полную поддержку концерту. Отношения между Россией и Германией переживают сегодня не лучшие времена, проходят проверку на прочность, и такой культурный, гуманитарный проект внесёт существенный вклад во взаимопонимание между странами, – выразил уверенность господин Гринин.

Михаил Турецкий сказал, что концерт «Песни Победы» в Берлине – это историческое событие. Получение официальной бумаги на его разрешение он ждал много месяцев, а сама идея такого концерта родилась лет десять назад после разговора с отцом, который закончил войну в столице гитлеровской Германии. Он считал себя везунчиком, поскольку по статистике 97% тех солдат, которые были призваны в первые дни войны, погибли. Художественный руководитель «Хора Турецкого» – поздний ребёнок, когда он родился отцу было 50 лет. Отец прожил 97 лет, успел много интересного рассказать о своём боевом пути, поэтому не приходится удивляться желанию Михаила вживую спеть военные песни, которые они вместе пели с детства, недалеко от Бранденбургских ворот и Рейхстага. Для берлинского концерта были отобраны лучшие песни о войне, мире, подвиге, любви и послевоенные «песни поколения победителей», а также песни на немецком языке, фрагменты из мировой оперы. «Проект» призван был охватить как можно большее количество людей и создать невероятную атмосферу дружбы, новых ощущений между Россией и Германией, навести мосты, растопить лёд недоверия.  

Михаил Турецкий подчеркнул, что артисты приехали не для того, чтобы бряцать оружием и рассказывать о том, что «мы вошли в Берлин двумя ногами», нынешние немцы не могут отвечать за ошибки своих дедов и прадедов, и с ними необходимо выстраивать новые отношения.

Полностью выступление Михаила Турецкого и ответы на вопросы журналистов вы можете увидеть и услышать на нашем первом видео.

Коротко о самом концерте и атмосфере на нём.

Людей, как было сказано выше, было очень много, по некоторым данным в районе пяти тысяч. Некоторые из прошедших в зону с рядами так и нашли свободных мест, многие смотрели концерт со ступеней соседнего Концертхауса. Плюс к этому трансляцию концерта вели Kartina.TV и некоторые российские телеканалы. Был Посол России, был Посол Казахстана с семьёй, может был кто ещё из дипломатов. Берлинского градоуправителя Мюллера я не видел, хотя он и был обещан.

Что касается охраны на концерте, то складывалось ощущение, что она действовала по принципу «лучше перебдеть, чем недобдеть». Было не совсем понятно, зачем нужно было пытаться создать вокруг российского посла зону недосягаемости, как будто он президент России и на него готовится покушение? Бдительные стражи порядка постоянно выказывали неудовольствие, если кто-то проходил по охраняемой зоне. Когда я подошёл к сцене, чтобы снять вид зрительных рядов, охранник на немецком зашептал, чтобы я сел на место. Просьба была мной проигнорирована, пока я не снял всё, что мне было нужно. Хорошо ещё, что меня не попросили стать по стойке смирно и отдать пионерский салют. Вот зачем такие строгости на концерте «мира и дружбы»? Было же видно, что телекамеры я бить не собирался, да и находился не перед самой сценой, а сбоку от неё.

Ещё на концерте были празднично одетые школьники, которые в разгар действа вручили гвоздики ветеранам, улетающие в небо шарики, как непременный атрибут самых благих намерений, и георгиевско-гвардейские ленты, без которых многие россияне уже не представляют себе празднование Дня Победы. Впрочем, ленты были далеко не у всех. Точнее, людей у которых лент не было, было гораздо больше. Особо разглядывать зрителей за спиной мне было не с руки, но я заметил всего один российский флаг в конце импровизированного зала и несколько маленьких флажков в руках у некоторых зрителей. Флагов непризнанных республик Донбасса и «Новороссии», которыми любят помахать на пророссийских акциях в Берлине, я не видел. Плакатов с политическими лозунгами – тоже. Не знаю, может была какая-то строгая договорённость избегать лишней политизированности концерта, а может просто на концерт пришли люди, которые не видели в нём никакой идеологической подоплёки.

Сам концерт шёл два часа, всё было живенько, весело, зрители аплодировали и кричали «браво». Михаил Турецкий постоянно призывал пошуметь, никаких политических лозунгов со сцены не произносил, разве что после песни «Хотят ли русские войны» заявил о необходимости единства России, Германии, Евросоюза, стран бывшего Советского Союза, КНР и США с целью защиты мира и борьбы с терроризмом, ксенофобией, фашизмом и любыми проявлениями насилия. Закончился вечер предсказуемо – песней «День Победы».

Концерт как концерт. Я понимаю, что трудно угодить всем, особенно, когда в одном концерте необходимо объединить совершенно разные вещи. Я знаю одного музыканта, который не пошёл на концерт исключительно потому, что считает, что не дело такому высокопрофессиональному коллективу как «Хор Турецкого» выступать не в подходящем по акустике залу, а на улице.

Наверняка не все поняли, каким боком совершенно не военные песни относятся к «песням Победы»? Или оперное пение? Может потому, что в арии Варяжского гостя из оперы «Садко» есть такие слова:

Мечи булатны, стрелы остры у варягов,
Наносят смерть они без промаха врагу,
Отважны люди стран полночных,
Велик их Один-бог, угрюмо море.

Ладно, понятно, что начали с истории, страху нагнали. Но всё же лично у меня некоторые вопросы по программе остались. Например, при всей моей любви к песне из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» я так и не понял, почему эта «победная» песня попала в программу. Возможно за фразу из далеко не канонического текста «Горят алмазы ваших орденов»? Зато одна из самых сильных и пронзительных песен войны «Бухенвальдский набат», заставившая всех скорбно подняться, была почему-то сокращена, и из неё выпал самый мощный, второй куплет, всегда бьющий по нервам слушателей:

Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган -
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет  
Тихий океан!

Эти слова показались Михаилу не слишком праздничными и победными?

Но задача этой статьи вовсе не в том, чтобы разобрать концерт по косточкам, просто отдадим должное Михаилу Турецкому, сумевшему воплотить в жизнь свою давнюю идею. Сегодня я хотел сказать о другом.

Сразу после того, как появилась информация о начавшемся концерте «Песни Победы» на площади Жандарменмаркт, в берлинском сегменте фейсбука, прежде всего украинском, раздались возмущённые голоса по поводу российского шабаша в центре Берлина. Эмоции били через край: вы только посмотрите, что в Берлине творится, Россия песни поёт… Красный беспредел, одним словом. В выражениях не стеснялись, вопрошали, как же немцы могли такое допустить, уверяли, что у солистов «Хора Турецкого» даже голосов нет, живописали картины ватного нашествия. Кто-то кого-то удалял из друзей, за то, что этот кто-то посмел то ли поинтересоваться концертом, то ли засветился на нём. Чтобы показать степень своего возмущения, было даже использовано слово «блевотина». Я не знаю, что считать блевотиной. Может быть песни «Ты одессит, Мишка!», «Ваше благородие, госпожа удача» или «Тёмная ночь»? Или попурри еврейских песен, прозвучавшее на концерте? А может так были названы уже еле передвигающиеся ветераны, которых в Германии и Украине уважают также, как и в других странах? Или что ещё? При этом отмечу, что никто из критиков на концерте не был. Но именно так во все времена и было: не видел, но осуждаю.

Есть ли смысл долго говорить о диванных воинах, которым проще написать хлёсткий пост на потребу благодарной публике, чем попытаться разобраться, что же это был за концерт, и какие из этого нужно извлечь выводы? Ну, действительно, намного проще порассекать воздух руками «после того как», потребовать немцам-предателям письма гневные написать, чем взять да и выйти перед концертом с плакатами в поддержку Украины, например.

Я не настолько радикален, чтобы обвинять всех вокруг за то, что концерт «Песни Победы» в Берлине состоялся, и народ на него пришёл. Уверен, что большинство людей пришли просто послушать знакомые с детства, любимые песни в исполнении всемирно известного коллектива, который вот уже 26 лет на сцене. Уверен, что подавляющее число зрителей в этот момент не думали ни о Путине, ни о «поднимающейся с колен» России. Просто слушали песни на бесплатном концерте. Более того, я там встретил немало знакомых, немцев в том числе, которых постоянно вижу на проукраинских митингах и знаю их как беспощадных критиков политики нынешней России. И я не видел на концерте людей с символикой СССР или с непонятными плакатами, поэтому голословно утверждать, что на концерте были исключительно ватники, так же глупо, как всех украинцев, поддержавших Майдан, записывать в нацисты.

Но, безусловно, если отбросить ненужные фейсбучные страсти, повод высказывать недовольство по поводу русских песен в центре Берлина в канун Победы у украинцев и россиян, находящимся в оппозиции к российской власти, есть. Все российские акции, тем более связанные с Победой, в Украине и у украинцев за рубежом сейчас вызывают отторжение. А как может быть иначе, если Россия аннексировала Крым и развязала войну на востоке Украины, если по праву сильного навязывать соседям свою волю, исходя только из своих интересов и своих зон влияния, если подстраивает под себя историю Второй мировой войны и играет на патриотических чувствах своих сограждан, если уже весь цивилизованный мир утомила своей агрессивностью и пропагандой.

Песни тоже могут стать заложниками ситуации. Как заложниками ситуации в своё время стали безобидная до определённого времени свастика, красная звезда, серп и молот, или вот полосатая ленточка, которая до «братских объятий» России, решившей, что в других странах ей дозволено всех принуждать к «русскому миру», никого особо не волновала. Но опять же, именно потому, что я не радикал, никогда не назову, например, «Любимый город», «Жди меня, и я вернусь», «Смуглянку» или «Нам нужна одна победа» тоталитарными, пропагандистскими песнями, типа «И вновь продолжается бой», «Любовь, комсомол и весна», «Не расстанусь с комсомолом» или «Партия – наш рулевой». Также как никогда не буду называть всех зрителей этого концерта рашистами и ватниками. Просто не хочу до этого уровня опускаться.

И всё же – можно ли концерт «Песни войны» считать пропагандистским? Скорее нужно, чем можно. Даже если его организаторы постарались сделать всё от них зависящее, чтобы его таковым не считали. Не думаю, что этот концерт нужно было называть «миротворческим». Спеть любимые многими людьми песни – это миротворчество? Мне думается, что миротворчество – это когда в российских новостях перестанут с завидной регулярностью  рассказывать, что «вежливым людям» поставили новый вид вооружения. Миротворчество – это когда дети не бегают в военной форме. Миротворчество – это когда по ТВ фильмы о чекистах не затмевают своим количеством кинокомедии. Миротворчество – это когда захмелевшие от собственной наглости пропагандисты на различных российских ток-шоу перестанут поносить Украину. Миротворческий концерт, говорите?

Более того, даже понимая задумку Михаила Турецкого, приуроченную к определённому дню, нужно ли было «миротворческий» концерт называть «Песни Победы»? Может стоило его назвать «Любимые песни», хотя бы? Недостаточно того, что Победой в России уже разве что груднички не гордятся, нужно самой Германии о поражении напомнить? Так Германия и так всё помнит и выводы из своей истории давно сделала. Или это намёк, типа, можем повторить, если что? «Песни Победы»… Может нужно было со сцены заявить, что России нужно перестать вмешиваться в дела других стран и призвать срочно вывести «отпускников» из Украины? Вот это было бы миротворчество, а так, как ни крути, получилась такая себе очень аккуратненькая культурная пропаганда. Вот и получается, что пришедшие эту пропаганду как бы поддержали, даже если у них в голове и мыслей об этом не было. Количеством поддержали. Напомнили немцам о себе. Перед выборами…

И ещё раз, в отличие от диванных воинов фейсбука я не собираюсь впадать в истерику по поводу прошедшего концерта, преувеличивать его значение, утверждать, что у артистов голосов нет, а также клеймить берлинские власти и зрителей. Сделала Россия концерт, ну и зачёт ей за это. По большому счёту, вопрос в другом.

Существует мнение, что есть насущная необходимость доносить информацию об Украине до граждан других стран, рассказывать о том, как страна двигается в Европу. Нужно сделать Украину привлекательной страной на международном уровне. А как это можно сделать, не проводя массовые акции? Россия вот понимает, как себя нужно продвигать и денег на это не жалеет. А  Украина-то что? Могла ли Украина, а не Россия такой концерт в центре Берлина организовать? Думаю, что вполне могла.

Есть мнение, что Украина в печали в эти майские праздничные дни. Всем не до праздника, все грустят а поэтому какие там концерты. Стоп-стоп! В Украине целых два дня, когда отмечается окончание Второй мировой войны, – 8 мая в День памяти и примирения все грустят, а 9 мая в День победы над нацизмом как бы по идее радоваться нужно. Если грустить и во второй день, то недоброжелатели могут подумать, что мы не радуемся победе над нацизмом. Ну, логично же? В такие дни уместна и грусть, и радость. Этот праздник каждый воспринимает по-своему, исходя во многом из своей семейной традиции и истории. Сделать так, чтобы все его воспринимали абсолютно одинаково сейчас довольно сложно. Чтобы всем угодить и ничьи чувства не потревожить, нужно очень и очень постараться. Впрочем, совсем же не обязательно, если концерт, то это сплошное веселье. Можно же и такую акцию сделать, что все обрыдаются. Всё от песен и режиссёра зависит. И никто бы не упрекнул за такой «непраздничный», по мнению некоторых людей, концерт – в Украине война идёт, каждый день люди гибнут. Короче, ничего не проводить – это просто отговорка, это просто нежелание что-либо делать.     

Вот какой смысл обижаться на то, что Россия что-то организовала, немцы разрешили, а люди пришли? Не лучше ли самим что-то сделать? В Украине что, хороших песен и исполнителей нет? Есть, конечно. Денег на организацию большого концерта не найти? Если олигархов взять за вымя, как говорил Остап Бендер, то не на один концерт можно натрясти. Было бы желание!

Россия в Берлине часто какие-то акции проводит. В этом году из-за финансовых проблем ушёл в небытие Германо-российский фестиваль в Карлсхорсте, зато вот провели концерт «Песни победы». Более того, Михаил Турецкий мечтает сделать его ежегодным. У Украины с этим куда хуже. Нет, украинских акций в столице Германии проходит много, но они организовываются всё больше энтузиастами, пусть и при поддержке посольства, и в маленьких залах. Да и приходят на эти украинские мероприятия, как правило, одни и те же люди. И число их, прямо скажем, невелико. Зато в соцсетях все такие умные и активные!

Если есть желание успешно противостоять российской пропаганде, то нужно что-то делать. Одной поддержки украинского посольства недостаточно. Нужна поддержка государства. Нужна государственная программа. Лицо новой Украины нужно показывать постоянно и для большого количества людей. А как по-другому победить в идеологическом противостоянии с сильным противником? Только проводя вот такие массовые бесплатные акции. С таким же размахом и с такой же рекламой. А то получается, что если у России схема «Турецкий-Лавров-Захарова-Мединский-правительство Москвы-посольство-Берлин» сработала, люди пришли на российский концерт, то они все, стало быть, ватники. А мы ничего не сделали, только плачемся, зато все вот такие правильные и патриотичные, что куда там! Просто уверен, если бы подобный бесплатный концерт сделала Украина, то и людей было бы не меньше, и правящий бургомистр Берлина Мюллер точно бы пришёл. Но проще объяснять нежелание что-либо в эти дни делать новой концепцией празднования.

И ещё об одном. Опять же об активности украинцев. И в Украине, и за рубежом. Мне вот всегда важна реакция на публикуемые сайтом материалы. Так вот, репортаж о концерте «Песни Победы» на нашем канале в ютюбе на данный момент посмотрели около 3000 человек за четыре дня. Это при том, что записей концерта в сети очень много. Только сюжет о пресс-конференции посмотрели почти 1400 человек. Цифры эти растут постоянно. И в это же время интервью с хорошими украинскими исполнителями, где прозвучали их песни, за пять дней посмотрели 53 человека. Разницу между численностью россиян и украинцев можно не вычислять, не в этом дело, пропорции не те. Дело в интересе и в желании поддерживать своих. То же и с другими событиями, не связанными с культурой. Из свежих публикаций. Репортаж о «Ночных волках» в Берлине за два дня посмотрели почти 4500 человек, репортаж о 9 Мая в Тиргартене – более 700, а вот сюжет о том, как украинцы возлагали венки в том же Тиргартене на День памяти и примирения за три дня посмотрели около 200 человек. При этом уверяю, разница будет всё увеличиваться. К примеру, мой прошлогодний репортаж о «Ночных волках» собрал уже почти 150 000 просмотров, больше, чем у кого бы то ни было. Почему так происходит? Путин и Порошенко на активность своих сограждан и соотечественников влияют? Что-то сильно сомневаюсь. Ну должны же эти цифры заставить всех задуматься! То ли нам самим активнее нужно быть, то ли новый образ Украины и её культуры в массы более активно продвигать.

Уф, совсем нехарактерный для нашего новостного интернет-издания материал поучился, это бы больше для блога подошло. Можно было бы и короче написать, и не повторяться, но, честно, нет времени заниматься причёсыванием текста, остальные материалы сайта своего часа ждут. Просто не мог некоторые мысли вслух не высказать. А ещё я понимаю, что некоторым людям нужно всё разжёвывать и неоднократно повторять, а то они читают только первые строчки и по ним выводы делают.


И в конце не совсем по теме, но для закрытия темы Дня Победы. Россияне почему-то любят наряжать детей в военную форму. О клинических случаях, когда озабоченные борьбой за мир родители детские коляски превращают в танк, я просто не говорю. В эти праздничные берлинские дни я видел в Берлине как минимум двух девочек с майорскими погонами. О совсем юных «лейтенантах» я уже молчу. Одну видел на сцене, а другую на Мемориале в Тиргартене. Удивляться уже перестал, зато вспомнил великолепную сцену из легендарного фильма «Асса». Есть там один примечательный диалог, когда герой Станислава Говорухина – Крымов общается с фальшивым майором ВВС Бабакиным, которого великолепно играет Александр Баширов:

– Ты что, майор?
– Майор.
– Почему?
– Нипочему. Обыкновенное воинское звание.
– Почему не лейтенант?
– Товарищ, мне трудно отвечать на вопросы, меня мутит, я уже полпарохода заблевал.

Текст/фото/видео: Игорь Магрилов

image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image