С 7 по 17 февраля в Берлине проходил 63-й международный кинофестиваль Berlinale, который стал неизменной визитной карточкой германской столицы. Как обычно были представлены свежие художественные, документальные и анимационные фильмы со всего мира. В свое время берлинский кинофорум был задуман как альтернатива кинофестивалям в Каннах и Венеции, предоставляя возможность неизвестным молодым кинорежиссерам и актерам заявить о себе и своем искусстве во весь голос. С тех пор Berlinale превратился в престижный мировой кинофестиваль, куда считают за честь приехать звезды мирового кино. Вместе с тем, его руководство стремится выдержать марку демократичного и альтернативного коммерческому Голливуду кино.
Говоря о демократичности, следует упомянуть, что показ фильмов шел практически во всех больших кинозалах Берлина и соседнего Потсдама, поэтому возможность посмотреть фильмы была у всех желающих. На Berlinale съехались киноманы из многих стран мира. Фильмы повторялись в различные дни и на разных киноплощадках, и если кто-то не успевал посмотреть желаемый фильм "здесь и сегодня", то у него были еще и другие шансы. Показ фильмов продолжался целую неделю, в конце которой международное жюри отобрало победителей в различных номинациях. Перед показом кинокартин каждый зритель, пришедший на сеанс, получал специальную карточку, заполнив которую, он оценивал просмотренный фильм, что в итоге должно было определить шкалу зрительских симпатий. В некоторых кинотеатрах в конце показа картины зрителям и команде создателей фильма предоставлялась возможность общения.
Всего на конкурс были выдвинуты 19 фильмов. «Золотой Медведь» был вручен румынскому фильму «Позиция ребенка». Он рассказывает о коррупции в современном румынском обществе на примере драматической судьбы матери-одиночки и ее несовершеннолетнего сына, убившего человека. Пытаясь спасти сына от наказания, женщина из высшего света идет напролом, предлагая взятки чиновникам всех рангов.
Мне особо хочется отметить, что в этом году международным жюри на конкурсный показ был отобран игровой фильм из Казахстана "Уроки гармонии" молодого режиссера Эмира Байгазина. Это единственный фильм, представлявший страны Центральной Азии из СНГ на нынешнем Berlinale. Его мировая премьера состоялась 14 февраля в главном кинозале кинофестиваля на Постдамер Платц – «Берлинал Паласте». Этот совместный казахско-немецко-французский фильм, созданный на киностудии «Казахфильм», повествует об истории дружбы и предательства двух казахских юношей-подростков Аслана и Мираима, которые совместно противостояли главе школьного рэкета, однокласснику Болоту. Аслан, мальчик из бедного казахского аула, воспитываемый старой бабушкой, был подвергнут моббингу по приказу Болота в родной школе.С ним нельзя было никому разговаривать и даже собирать деньги в рэкетерский общак. В школе он подружился с новичком, прибывшим из города, симпатичным юношей по имени Мираим. Тот также не пришелся по душе Болоту, отказавшись следовать приказанию не общаться с Асланом, и что еще хуже, не стал платить дань в общак. В результате, противостояние друзей бандиту переходит в открытую фазу насилия с обеих сторон, сопровождаясь избиениями Мираима Болотом с его подручными за отказ отдавать деньги, и далее, убийством Болота. Здесь наступает кульминация фильма. Начинается следствие. Режиссер с безжалостной подробностью показывает сцены избиения и пыток представителями властей двух малолетних юношей. Им надевают целлофановые мешки на голову, бьют по голым пяткам, приковав наручниками к стульям.Следователь использует ложь, попеременно сообщая ребятам, что один дал показания на другого, тем самым пытаясь посеять страх и недоверие между ними. В конце-концов Мираим соглашается написать на Аслана показание, после того как следователь демонстрирует ему орудие смерти – грифельный карандаш, найденный на месте преступления. И непонятно, кому принадлежал этот карандаш, так как у обоих ребят были схожие грифельные карандаши. Но тем не менее, это срабатывает… Друзей закрывают в одну камеру, тем самым нарушая следственные процедуры. Аслан, спасая себя от неминуемого наказания, хладнокравно готовит план спасения, убивая бывшего друга в камере, при этом имитируя нападение и самозащиту. На самом деле, Болота убил Аслан. Но у следствия не было прямых улик на него. Теперь же, получив еще один труп, следователь все-же отпускает Аслана на свободу, так как в убийстве Мираима вина падает и на него, на следственные органы, которые посадили обоих подозреваемых в одну камеру. Последние сцены фильма сопровождаются пророческими кадрами о близкой смерти главного героя. Он стоит на берегу реки и хочет войти в нее, а на другом берегу стоят убитые им Болот и Мираим. Они зовут его к себе, крича ему: « Иди к нам, Аслан! Не бойся! Иди по воде к нам, Аслан!» . Когда занавес закрылся и на сцену был прглашен режиссер фильма Эмир Байгазин и его кинокоманда в лице главных исполнителей и других членов съемочной группы, зал встретил их долгими и дружными аплодисментами. Вся бригада фильма, особенно исполнитель главного героя Аслана, были очень взволнованы таким теплым приемом берлинцев.
Фильм « Уроки гармонии» был отмечен призом жюри "За лучшую операторскую работу или за лучшую камеру", который был вручен оператору фильма Азизу Жамбакиеву. Я считаю, что казахский фильм, чью мировую премьеру я посмотрела 14 февраля, произвел очень сильное впечатление как на публику, так и на кинокритиков. Он безусловно мощно заявил о появлении нового казахского кино, беспощадно самокритичного и не боящегося открыто показывать и критиковать все пороки современного казахского общества.
Текст/фото: к.и.н. Чинара Харьехузен