Материал, который мы вам сегодня представляем, совершенно не в формате нашего сайта, который во главу угла ставит, прежде всего, визуальную составляющую информации. Тогда почему же мы его поставили? По целому ряду причин. Прежде всего потому, что это эксклюзив, а мы любим и ценим эксклюзивы и никогда не стремились выехать пусть и на самых интересных, но все же перепечатках или «творческих переработках» материалов из других СМИ, чем грешит подавляющее большинство информационных русскоязычных сайтов немецкой столицы. Во-вторых, в Берлине и Германии проживает немало выходцев из Кыргызстана и других центрально-азиатских республик, которым эта тема может быть интересна. Кстати, все материалы, которые пишет специально для нас Чинара Харьехузен, традиционно вызывают большой резонанс также и среди читателей стран Центральной Азии. В-третьих, затронутая тема религиозного экстремизма и его сращивания с преступными группировками настолько актуальна, что нам хочется верить, что интервью будет прочитано даже теми, кто любит только очень быстро просматривать фоторепортажи и совсем не любит вникать в текст.
Для тех, кто не знает, хотим представить Чинару Харьехузен (Dr. Chinara Harjehusen). Чинара живет в Берлине, является членом общественного Объединения кыргызстанцев в Европе «Манас». Она историк, социальный антрополог, закончила исторический факультет Московского государственного университета имени М. Ломоносова, кафедру этнологии и социальной антропологии. В 2002 году Чинара защитила степень кандидата исторических наук по специальности «Этнология и социальная антропология» в Институте этнологии и социальной антропологии имени Миклухо-Маклая Российской Академии Наук в Москве.
Во время своего недавнего визита в Европейский Союз Президент Кыргызской Республики (КР) Алмазбек Атанбаев на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Маркель заявил, в частности, что если в Кыргызстане не получит своего дальнейшего развития демократия и строительство парламентской демократии, то в Центральной Азии появится новый Афганистан. Он также сказал, что в Кыргызстане не хотели бы снова заполучить клановое, семейное или авторитарное принятие решений, при этом имея в виду все пороки правления своего предшественника Курманбека Бакиева, который, как известно, был насильственно свергнут в 2010 году, будучи обвиненным своими политическими оппонентами в непотизме, коррупции и применении грубой силы в отношении своих противников.
Как известно, после свержения власти Курманбека Бакиева, который ныне проживает в Республике Беларусь, где он и члены его семьи получили убежище, было провозглашено о создании так называемого Временного правительства. Оно просуществовало до выборов новых Президента и парламента Кыргызстана, в свою очередь сформировавшего новый состав правительства страны. За время своего правления Временное правительство выпускало указы, которые назывались декретами по аналогии с известными историческими декретами Временного правительства после свержения монархии Романовых в России в 1917 году.
Население Кыргызстана насчитывает 5,5 миллионов человек. Через ее территорию проходит международный наркотрафик из Афганистана в Европу. Республика размещает на своей территории сразу две военные авиабазы - США и России. Согласно заявлениям Президента Кыргызстана Алмазбека Атанбаева, военная авиабаза США и НАТО будет свёрнута летом 2014 года, что совпадает по срокам с выводом войск коалиции НАТО из Афганистана. В связи с этим среди населения республики не без основания возрастает тревога за будущую безопасность страны, существуют страхи о ее постепенной «афганизации», страх наплыва международных террористов и религиозных экстремистов через неспокойную границу. Пока же уровень и условия жизни в республике значительно выше и лучше, чем в том же Афганистане, где длительная иностранная военная интервенция и гражданская война ввергли его население в условия Средневековья. Часть территории Кыргызстана по планам некоторых международных религиозных экстремистских организаций должна отойти под создание исламского халифата в Ферганской долине. Известно, что КР является самой открытой страной в регионе, её армия пока немногочисленна и слаба, а границы плохо защищены.
Кыргызстан является одной из самых бедных стран в Центральной Азии. Его экономика во многом зависит от добычи и продажи золота из месторождения Кумтор и иностранной валюты, которую присылают граждане КР, проживающие за рубежом.
В преддверии этих событий в Кыргызстане наблюдается резкая активизация деятельности различных новейших религиозно-экстремистских движений, увеличение числа их приверженцев из местного населения, мужчин и женщин. Сюда включаются как лидеры, так и рядовые члены организованной преступности страны. Некоторые военные специалисты и политические эксперты отмечают тот тревожащий факт, что в Кыргызстане в последнее время влияние организованной преступности на некоторых действующих политиков непрерывно усиливается. Организованный криминалитет становится своего рода «черным медиатором» в решении более или менее серьезных политических и экономических проблем между конфликтующими сторонами, используя при этом исключительно силовой нажим.
Госпожа Ангела Меркель отметила особую стратегическую важность маленькой горной республики для мировой геополитики, имея в виду соседние с ней региональные государства, такие как Россия, Китай, Афганистан, Иран и др. При этом она заявила, что Европе следует быть «честной» в своих отношениях с государствами Центральной Азии и не фокусировать свои интересы только на том, что эти страны располагают важными сырьевыми ресурсами или же представляют собой стратегический интерес для транспортных сообщений и маршрутов, ведущих в Афганистан.
В связи с вышесказанным, интересным информационно-аналитическим материалом к затронутой теме может служить интервью, взятое мной у генерал-майора Артура Медетбекова, лидера Народно-демократической партии Кыргызстана, о сращивании радикальных религиозных организаций с организованными преступными группами в Кыргызстане. Господин Артур Медетбеков служил в спецподразделении "Альфа", с 1998 года был начальником этого спецподразделения в составе Службы национальной безопасности Кыргызской Республики. В 1999 году он руководил действиями "Альфы" во время Баткенских событий и вторжения боевиков из Афганистана на юге республики. В марте 2005 года - октябре 2006 года являлся начальником Службы Государственной охраны КР. С октября 2006 года по январь 2008 года работал в должности первого заместителя председателя Службы национальной безопасности/Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана. Одновременно возглавлял Антитеррористический центр Кыргызстана. В настоящее время Артур Медетбеков является также президентом общественного объединения "Альфа-антитеррор". Будучи публичным политиком, он выступает в качестве оппозиции существующей власти.
Как уже было упомянуто выше, проблема распространения международных религиозных экстремистских течений в Кыргызстане и Центральной Азии приобрела особое значение именно в последние годы. Эта тема не может не волновать и международную политику, она, в частности, тесно связана с проблемами наркоторговли в Европейском Союзе.
Все больше кыргызстанцев вовлекаются в ряды таких организаций, как «Таблиги Жамаат», «Хизбут-Тахрир», «Союз исламского джихада» и других, не отдавая себе полного отчета о реальных целях и задачах последних, об их истоках, истории и деятельности за рубежами родины. В настоящее время наблюдается опасная тенденция – сближение ряда религиозно-экстремистских организаций с организованной преступностью и отдельными политиками и политическими партиями. Обо всем этом и рассказывает в своем интервью эксперт по вопросам терроризма и религиозного экстремизма в Кыргызстане и Центральной Азии Артур Медетбеков.
Нужно сказать, что в данном интервью выражено личное мнение господина Медетбекова, которое не во всех пунктах разделяется мною. Например, в утверждении, что роль организованных преступных группировок в Кыргызстане второстепенна, и последних только используют в качестве инструмента отдельные политики Кыргызстана, равно как и зарубежные религиозно-экстремистские движения, обосновавшиеся в республике.
В свете последних политических событий в стране, думается, что умалять все возрастающие амбиции и влияние организованного криминалитета на действующую власть и отдельных политиков, не приходится. Криминалитет в Кыргызстане начинает явно доминировать над органами правопорядка. К сожалению, сознание рядовых граждан постепенно начинает свыкаться с такой ситуацией, когда члены преступного сообщества на глазах у всех безнаказанно избивают и запугивают представителей милиции и спецслужб, а вопросы безопасности превращаются в личные проблемы граждан.
Я согласна с его тревогами о растущих связях экстремистских религиозных организаций с организованной преступностью в стране и регионе в целом, которая в свою очередь может иметь контакты с политиками. Думаю, что не может не вызывать обоснованной тревоги тот продолжающийся негативный процесс, который в дальнейшем при определенных обстоятельствах может привести Кыргызскую Республику и ее население под контроль деструктивных сил.
- Артур Капарович, расскажите, пожалуйста, немного об организации «Таблиги Жамаат» в Кыргызстане.
- Идеология «Таблиги Жамаат» была разработана в свое время в середине 20-х годов XX века одним индийским богословом и мусульманином Мухаммедом Ильясом. Он сказал тогда: «Если хочешь быть мусульманином, то будь им. Соблюдай все каноны ислама, будь благочестивым по отношению к другим, стремись к соблюдению мира». Его проповедями двигали хорошие побуждения. Основа философии была направлена к добрым помыслам простых мусульман. Он стал популярен, так как нужно было защититься от влияния индуизма.
Со временем на основе его философии на Востоке появилось много течений, организаций, часть из которых переплавилась в религиозный экстремизм. Идеологию «Таблиги Жамаат» стали использовать как ширму для экстремистской деятельности. Такие организации появились и стали размножаться после 40-х годов, сразу же после раздела колониальной Индии на два самостоятельных государства – Пакистан и Индию.
Ячейки «Таблиги Жамаат» потом распространились в Индонезии и далее в Центральной Азии. Их организационную сеть используют, чтобы получить или передать первоначальные знания по исламскому богословию, пройти так называемый первый образовательный уровень. Потом идет дальнейшая обработка в других организациях, таких как «Хизбут-Тахрир», ваххабиты, салафиты и прочие.
Придя в «Таблиги Жамаат», люди получают информацию, что, оказывается, жить, как прежде нельзя. Если простому человеку открыто, в лоб, сказать, что он должен заняться террористической деятельностью во имя религиозных целей, то никто на это не пойдет, конечно. Они так и не скажут. Пришедшему начнут говорить, что в мире творится много несправедливости, распространены проституция, наркотическая и алкогольная зависимости и другое зло. Идеологи экстремистов приходят в мечеть и говорят прихожанам: «Кругом насилие, торговля женщинами и детьми для сексуальной эксплуатации, истребляют наших братьев мусульман по всему миру». Таким образом, идет идейная перевербовка. «Ты должен быть среди нас, ты должен помогать нам против кафиров-«крестоносцев». Ведь еще в средние века, почти тысячу лет назад, началась эта борьба двух религий. Она передается из поколения в поколение и продолжается и в наше время. «Посмотри, что они делают в Ираке, в Афганистане, где американский сержант расстрелял мирных спящих людей в своем доме и вернулся в казарму спокойно спать». Такие или подобные примеры используются в религиозной пропаганде.
При посещении мечети всегда идет активный процесс общения, и там людей не делят на ваххабитов, салафитов и т. д. Идеологи экстремистов спрашивают приходящих в мечеть: «Что кафиры сотворили с нашим миром, с нашей землей и людьми? Посмотри, кругом воровство, обман и насилие. Почему мы должны молчать и терпеть все это?»
И вот так примерно стартует начальная идеологоческая обработка новобранцев и будущих экстремистов, идейное перетягивание людей на свою сторону, их вербовка. В мечетях и медресе идет обмен знаниями по мусульманским канонам, по текущим политическим проблемам и прочее.
- Какая основная идея при такой вербовке?
- Это формирование «настоящего мусульманина». Им говорят: «Если ты не согласен с тем злом, что творится в этом мире, с тем насилием, которое чинят кафиры, крестоносцы, то ты должен быть среди нас и помогать нам».
- То есть, все несправедливое в этом мире, получается, производное от «крестоносцев»?
- Прямо не говорят, что это – от американцев. Начинается все с эпохи Крестовых походов на Восток, говорят они. Это передается во времени. И заявляют: «Что делают американцы сегодня? Тысячи и тысячи мусульман убивают. Угнетают нас, мусульман по всему миру. Нам нужно бороться. Что происходит? Убивают мирных жителей, женщин и детей, выдавая их за террористов».
Ведь для религиозных экстремистов нынешние политические события на Ближнем Востоке, в Центральной Азии имеют другую сторону медали. Для них – это борьба против мусульман. «Что делают кафиры сегодня в Ираке, Афганистане? Сколько было убито мирного населения в этих странах? Кто давал им право вторгаться на чужую территорию? Совет безопасности ООН не давал санкций на нападение в Афганистан», – неустанно твердят они своим прихожанам.
Мы знаем, что задним числом западная коалиция объяснила свое вторжение борьбой с международным терроризмом. Да, все согласны, с международным терроризмом нужно бороться. Не секрет, что есть отдельные организации и личности, которые хотят представить мировому сообществу ислам как религию в негативном свете. Стало распространенным говорить о так называемом «радикальном, экстремистском исламе», «исламском радикализме и терроризме». Это совершенно неверные утверждения! Ислам такая же гуманная религия и философия как христианство или буддизм. Почему тогда не привязывают террористические акты, совершаемые европейцами, например, басками в Испании или ирландцами в Северной Ирландии с христианской религией и не говорят, например, о «радикальном христианстве» или «христианском экстремизме и терроризме»?!
Возьмем, к примеру, действия так называемых шахидов. Чаще всего журналисты пишут, что был «совершен теракт на религиозной почве», был «совершен исламский джихад». А на самом деле это самоубийца, и к исламу как к религии не имеет никакого отношения. Джихад призывает мусульманина к самоочищению, к самосовершенствованию. Некоторые средства массовой информации, как умышлено, так и неумышленно пропагандируют ислам в негативном свете. Опасность заключается в том, что многие невежественные приверженцы ислама вдохновляются такими комментариями-примерами и в каких-то крайних случаях хотят подобные акты повторить, считая, что это и есть религиозный джихад.
- Американцы оправдывают свои акции, говорят о событиях 11 сентября в Нью-Йорке. Им нужны ответные меры.
- Событие 11 сентября религиозные экстремисты принимают за месть, маленькую победу над сильным государством, они не понимают и не хотят понять, что стали убийцами мирных жителей. В последнее время исламские идеологи заявляют, что западники хотят истребить развитие исламского направления в мире. Во всем мире идет мощное развитие исламского суннитского течения, и по своей численности приверженцев суннизма становится все больше и больше. Ведь 90% мусульман – это сунниты, а 10%- шииты. Идет импорт исламской религии в Европу. Число ее приверженцев возрастает во Франции, Англии, Германии, Бельгии и других странах. Люди приходят в Европу со своей религией, исламскими канонами, живут, работают. Они проводят процесс развития исламской идеологии, пусть самый простой, на бытовом уровне. Женщины и девушки носят хиджабы. Мусульманская Умма отмечает рамадан, другие религиозные мероприятия. Все это влияет на окружающий их мир, на культуру и быт европейцев. Известно, что ношение хиджабов во Франции запрещено. Почему? Французские власти говорят мусульманам: «По закону у нас женщины должны быть свободны, а вы носите хиджабы там, где религия идет на одном уровне с законом, а у нас религия отдельна». Возникает много столкновений и противоречий на бытовом уровне. И много ситуаций, когда выходцы из мусульманских стран устраивали поджоги, громили и крушили в знак протеста. Например, во Франции такие акции продолжались много месяцев. Почему именно мусульмане выступали в каких-то внештатных ситуациях? Это был социальный протест, связанный с религиозным протестом.
- В нем участвовали и сами французы, не только выходцы из мусульманских стран.
- А нет, к сожалению. Именно мусульмане. Но мы входим в детали.
Если говорить о Центральной Азии, то религия, ислам, здесь имеет огромное значение. В такой маленькой республике, как Кыргызстан, ислам до 1991 года запустил глубокие корни на юге республики. До развала СССР традиционный ислам имел большое влияние на южан. В настоящее время мы видим, что и население северной части республики стало активно вовлекаться в различные религиозные течения. Резко возросло влияние нетрадиционного ислама.
Например, здесь активно действует такая экстремистская организация как «Хизбут-Тахрир», которая имеет официальный штаб в Лондоне. В России, Казахстане и Узбекистане она объявлена террористической организацией, а у нас в КР она объявлена экстремистской. Ее деятельность в этих странах запрещена. А в Великобритании она свободно работает и в Мюнхене имеет свой филиал. Цель этой организации, как известно, создание исламского халифата в Центральной Азии – в Фергане, включая Наманган, Андижан, Ош и другие исламские центры.
- Север Кыргызстана остается вне границ такого халифата?
- По установкам «Хизбут-Тахрир», теоретически территория халифата должна быть там, где сильно распространен ислам. Сейчас эта религиозная сеть широко разветвлена у нас на севере: в Кочкорке, Нарыне, на Иссык-Куле. Ее стало очень много именно в последние годы, а в последнее время идет активная пропаганда идей «Хизбут-Тахрира» по установлению всемирного халифата.
- Что объединяет их членов?
- Это политическая партия, основанная на принципах ислама. Деятельность «Хизбут-Тахрира» – это установление халифата путем политической борьбы. Они ведут пропаганду среди народа, и сообща с ними задачу «Хизбут-Тахрира» хотят преподнести задачей всей религии. Идея: государство должно подчиняться канонам ислама и управляться именно приверженцами канонов ислама. Главное – отчуждается все, что запрещено мусульманством, например, пропаганда насилия. Это обязывает, что государством должны управлять исламисты. Они говорят: «Если ты кыргыз, то ходи в мечеть, совершай намаз, и соблюдай все остальные религиозные предписания». Это невольно обязывает членов движения соблюдать задаваемые правила и установки.
В Кыргызстане помимо «Хизбуб-Тахрир» есть салафиты, но их влияние пока еще не сильно распростанено. Появилось движение «Насаррулох», это больше на границе Кыргызстана и Таджикистана. Другая экстремистская организация, «Союз исламского джихада», в 2002 году откололась от «Исламского Движения Узбекистана» (ИДУ), и она также активно действеут в республике. А в 2011 году появилось новая террористическая организация «Жайшуль махди», или «Солдаты Махди». Они громко заявили о себе, совершив серию взрывов возле здания УВД, Дворца спорта, захватили и ограбили американского дипломата, убили 4 милиционеров, одного сотрудника ГКНБ во время спецоперации. В ее рядах находится экстремистски направленная молодежь, вдохновленная идеями террориста Саида Бурятского, воевавшего на стороне чеченских боевиков, их идейного вдохновителя, по происхождению наполовину русского и наполовину бурята. В 2010 году он был убит в Ингушетии во время контртеррористической операции ФСБ.
Например, у нас в 2010 году Временное правительство, прикрываясь идеями демократии, выпустило из тюрьмы около 20 активных членов «Хизбут-Тахрир», которые в 2008 году совершили ряд тяжких преступлений в Ноукате. Якобы, прежние власти совершили ошибку, поэтому их и выпустили под амнистию. А через несколько месяцев многие из них снова попались на совершении ограблений и убийств во время июньских событий на юге страны. И теперь многие из выпущенных перебежали в Афганистан и Пакистан, где находятся в стане международных террористов. И те бандиты, которые придерживаются экстремистских идей изначально, тоже ищут убежища в Афганистане и Пакистане.
- Как Саид Бурятский попал в Чечню?
- Много молодежи выезжало в Чечню, когда там были военные действия. Существует много интернет-сайтов, например, «Кавказ.ру», через которые они попадают в перевалочные пункты на Кавказе и в Центральной Азии. Мы в свое время задержали много боевиков-узбеков, совершивших ряд терактов в Ташкенте, которые бежали в КР, но ранее прошли подготовку в Чечне. Службы безопасности двоих лидеров «Жайшуль Махди» уничтожили, а некоторых задержали. Эта группировка совершила огромную работу в республике. Часть задержаны, но на свободе остается много их последователей, и их количество неизвестно.
Самое главное, представляет интерес тот факт, что совершившие теракты члены «Жайшуль Махди», оказывается, были связаны с некоторыми членами Временного правительства, многие из которых представляют нынешнюю власть и в правительстве, и в парламенте страны. Во время апрельских событий они участвовали в штурме Белого дома, захватили оружие, и из их оружия был ранен один человек на площади, а во время июньских событий на юге 2010 года погибла женщина с двумя детьми в Ошской области. Это доказано официально. Говорю это потому, что за подписью тогдашнего Главы администрации Временного правительства Каптагаева три члена «Жайшуль Махди» были отправлены на юг, в Ош, для оказания содействия на стабилизацию ситуации во время июньских событий. Это как раз тот случай, который доказывает связи экстремистов и с криминалом, и с действующей властью.
- Здесь имеется в виду религиозный экстремизм, не криминал в чистом виде?
- Теперь о криминале. В последние годы многие члены организованных преступных группировок (ОПГ) приобрели статус верующих, днем ходили в мечеть, а ночью грабили и убивали. На примере многих криминальных авторитетов, которые скончались от пуль таких же бандитов, можно проследить смычку криминальных групп с религиозными экстремистами. Это пример членов ОПГ, уходящих в ислам. Для них религия – это ширма, создание нового позитивного социального имиджа. Мол, человек завязал с криминалом, читает намаз, ходит в мечеть. Таким образом, создается благоприятное впечатление на окружающих и на правоохранительные органы. Известно, что верующий не должен совершать преступления.
Некоторые члены ОПГ, бывшие в свое время в бегах, прошли экстремистскую подготовку в Пакистане. Как это получается? Так – одна криминальная группа побеждает другую, и проигравшие убегают в Пакистан, Турцию и Объединенные Арабские Эмираты, где имеется большое количество вербовщиков. В Пакистане имеется много школ-медресе, где проходят обучение, как подростки, так и взрослое мужское население. Там знают и русский язык, и тюркские языки, и там много наших прежних сограждан. Обучение идет на арабском языке, Коран читают и т. д. На родном языке они общаются только между собой в маленьких группах.
Их там не спрашивают, кто ты и что ты. Анонимность обеспечена. Спрашивают только: «Ты мусульманин? Хочешь быть мусульманином? Хочешь посвятить себя Аллаху?» И дают кров, пищу, лечат, если требуется. Для перебежчиков очень важна конспиративность, в медресе не говорят, кто у них учится.
Многие медресе носят религиозно-экстремистскую направленность. И там с этими людьми начинают активную работу. Готовят идеологических наемников, так сказать. А настоящих боевиков-террористов готовят в северном Вазиристане в Афганистане. Они проходят целую сеть проверок, если дают свое согласие ступить на такой путь. В основном это – «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение освобождения Восточного Туркестана». Среди них много грамотных и обученных людей, есть бывшие офицеры таджикской и узбекской армий, есть и интеллигенты. В 1999-2000-х годах, во время Баткенских событий, с целью освобождения захваченных боевиками заложников-японцев и наших граждан я побывал в логове моджахедов в Хаите и встретился с одним бывшим узбекским кинорежиссером, которой бежал из страны из-за своих политических убеждений, на родине власти его преследовали.
Те, кто входит в «Исламское движение Узбекистана», они, как правило, очень верующие, фанатичные люди. За ними стоит мощная сеть организации со своей разведкой и контрразведкой. Финансирование идет за счет торговли наркотиков, за счет больших засекреченных международных культурных исламских центров, которые регулярно совершают фикир-садака, то есть делают пожертвования. Они берут заложников, где-то совершают теракты. Есть бизнесмены-торговцы крупных оптовых рынков города Кара-Суу и базара «Мадина», они собирают до 20 % от своих доходов для «Исламского движения Узбекистана», «Исламского движения освобождения Восточного Туркестана» через Арабские Эмираты, или просто отдают эмиссарам деньги наличкой. Все это делается на постоянной, повторяющейся основе.
Например, для совершения терактов торговцы – верующие, бизнесмены, живущие в Ферганской долине, те, которые испытывают давление со стороны властей, постоянно создающих им напряжение, в отместку последним тоже отдают деньги на поддержку вышеуказанных организаций. В Бишкеке была турбаза, где торговцы из числа китайских уйгуров собирали ежемесячно около 1 миллиона долларов США для «Исламского движения освобождения Восточного Туркестана». У них был свой представитель – Айсунь Максым из «ШАТ». Эта организация потом влилась в «Исламское движение освобождения Восточного Туркестана». Кто не хотел платить сборы, тех наказывали, убивали. Так, был убит председатель уйгурской диаспоры. В качестве демонстрации силы среди бела дня был убит китайский консул. Взорвали базар «Оберон», 50 человек были ранены, а 7 человек погибли. Пытались взорвать американское посольство и гостинницу «Ак-Кеме», но у них это не получилось.
- И при этом ими движет идеология освобождения родины от немусульман и «кафиров»?
- Да. Под идеологию они собирают дань. Но не со всех. У них есть свои списки тех, с кем можно работать. Нужно упомянуть, что их приверженцы – это, в основном, выходцы из Ферганской долины, Джалал-Абадской и Ошской областей и из Каратегинской долины в Таджикистане: Гарм, Хаид, Жергетал, часть Алайского хребта, которые являются географической зоной их влияния. Большинство «идушников» являются выходцами из этих краев. Это – узбеки, таджики, кыргызы, которые просто прикрываются исламом, а на самом деле они обычные убийцы и грабители.
Откуда все это началось? Возвращаемся к недавней истории. После 1991 года и по 1997 год во время гражданской войны в Таджикистане границы Таджикистана с Афганистаном были практически открыты. Боевики проходили обучение и подготовку в Афганистане. Создали «Объединенную таджикскую оппозицию» во главе с Абдулло Нури, Турсан Заде, генералом Мирзоевым и другими. Все они погибли в разное время. Но им удалось создать довольно мощную сеть, которая до сих пор работает. Они брали заложников, совершали теракты, захватывали оружие в Таджикистане и уходили в Афганистан. Но главное здесь – это то, что все это совершалось с подачи афганских моджахедов, за которыми стояли пакистанская разведка ISI и иностранные спецслужбы.
Таким образом, система, направленная на развал СССР или же на отделение некоторых центрально-азиатских республик от России, и была их задачей, как и создание хаоса у нас в Центральной Азии по схеме, схожей с афганской. Ведь после развала СССР у нас в Кыргызстане в 1992-1994 годах появилось очень много религиозных эмиссаров, которые под видом распространения религии и мусульманской духовности в народе, заполонили улицы наших городов, но преследовали они совершенно другие цели. То же самое было и в Таджикистане, где погибло около 150 тысяч человек во время братоубийственной гражданской войны. Война сильно повлияла на обустройство жизни, дальнейшее положение дел и умонастроение народа. Весь наплыв из Таджикистана потом перешел как в Узбекистан, так и в Кыргызстан.
Известный факт, что западные спецслужбы во время вторжения советских войск в Афганистан создавали группы сопротивления: армию талибов, организацию Бен Ладена «Аль-Каида», но главную роль при этом играла пакистанская разведка при полной идейной, организационной и финансовой поддержке западных, особенно британской, спецслужб. ISI, в свою очередь создавалась как филиал британской разведки MI6. Надо сказать, что Великобритания до сих пор имеет огромнейшее влияние на всем Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии. Это осталось еще от старых колониальных времен: отношения по типу «метрополия и колонии». И поэтому, когда готовятся какие-либо серьезные мероприятия политического или военного характера в какой-либо стране, то в той стране, как правило, появляется Посольство Великобритании, использующее учреждение в своих военно-политических интересах. У нас в Кыргызстане два года тому назад тоже открылось посольство Великобритании.
Центрально-азиатские республики представляют огромный интерес из-за геополитики и расположенности в сердце Азии, наличия богатых водно-энергетических ресурсов. И наш маленький Кыргызстан стал своеобразной лабораторной площадкой для проведения различного рода опытов и экспериментов международного значения в интересах стран НАТО.
Когда в Афганистане в 2000 году началась операция НАТО, в Бишкеке в гражданском аэропорту Манас открылась военно-воздушная база НАТО для борьбы с международным терроризмом в Афганистане. Однако через год страны ОДКБ вынуждены были открыть авиабазу РФ под ОДКБ в городе Канте. Хотя до 2001 года Кыргызстан был для всех мировых держав забытой «фасолевой республикой».
Из Кыргызстана легче наблюдать и контролировать ядерные державы: Китай, Индию, Пакистан, Россию, а также Иран и другие соседние государства. Современная американская доктрина гласит: «Нам нужны не страны и народы, а их ресурсы». У нас здесь есть своя независимая территория, вода, другие стратегические ресурсы. Нас контролировать легко, мы зависимы экономически, у нас большой внешний долг. Бывшие руководители Кыргызстана, завели страну в такой кошмарный тупик и долговую яму, что мы сильно зависимы от международных организаций и финансовых учреждений. Наши водные ресурсы рассматриваются как стратегический материал, если хотите, как конфликтный потенциал между республиками Центральной Азии. В мире идет глобальное потепление, а у нас мировые запасы пресной воды располагаются на третьем месте в мировом рейтинге.
Понятно, что проводить различные эксперименты легче в маленьких странах, чем в больших. В нашу страну можно делать инвестиции, поддерживать демократические структуры, чтобы ставить в пример соседним государствам, их населению, например, той же России.
Наша страна маленькая и горная – почти 92% территории заняты горами. Другой аспект – идет большой миграционный поток. Около одного миллиона граждан КР сейчас проживает в России, из которых по заключениям некоторых социологов около 600 000 не вернется на родину, поскольку сами или же их дети получили гражданство РФ. Через них идет длительное влияние российской культуры в Кыргызстане. В год около 1,5-2 миллиардов долларов США идет в качестве вливаний в экономику КР только от гастарбайтеров.
Еще один фактор – территориальный. У нас на южных рубежах продолжается процесс обезлюдивания. Большие территории остаются пустующими, идет отток молодого поколения и одновременная экспансия на границах с Таджикистаном и Узбекистаном. Это может привести к локальным, либо к широкомасштабным военным конфликтам из-за границ в будущем, так как до сих пор не проведена делимитация и демаркация государственных границ с республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.
- Предположим, если иностранные спецслужбы поддерживают распространение религиозного экстремизма в Центральной Азии через действия религиозно-экстремистских группировок, то почему последние заинтересованы в обращении в ислам преступников и в вовлечении членов ОПГ в свои ряды?
- В мире много примеров, когда спецслужбы сильных государств, в интересах политики и экономики в отдельных случаях использовали и пользуются услугами экстремистских организаций и криминала.
В определенной мере экстремистским группам нужны боевики, а кто лучше всего подходит для таких целей, как не члены ОПГ? Например, для организации митингов, оказания силового давления, совершения физической расправы, запугивания нежелательных лиц и прочее.
В Кыргызстане в последнее время власть стала очень активно использовать ОПГ в своих политических целях. Это началось еще во время правления Акаева. Так, во время выборов в парламент были использованы отдельные группы ОПГ, их влияние, с целью привлечения на избирательные участки именно молодежи, чтобы та проголосовала за нужные кандидатуры. Кстати, во всем мире власти использовали и используют физические и финансовые ресурсы мафии в политических целях. Так было и в истории США, и в ряде других западных стран. Во время правления Бакиева ОПГ активно использовали для запугивания своих противников, физической расправы над ними. В данное время этот процесс возобновился снова. К примеру, проблемы связанные с золотым месторождением Кумтор, где отдельные члены правительства в сопровождении криминальных авторитетов ведут переговоры с забастовщиками, митингующими, оказывая при этом прямое давление на последних. Далее, эта же власть, преподносит общественности определенного рода информацию, выставляя организаторами митингов оппозиционеров, придумывая им разные «гейты». Цель – оказание своего влияния на политических оппонентов.
В экономических целях ОПГ используют, чтобы кого-то запугать, чтобы тот «добровольно» отдал деньги или выгодный бизнес, или не пришел на какое-то собрание и прочее.
Для достижения своих политических целей власти нуждаются в теневой силе. И политики используют ОПГ в своих целях. Не всегда, в отдельных случаях радикальные организации, завербовав руководителей ОПГ, тоже используют их в своих политических целях. В настоящее время есть тенденция к усилению сотрудничества радикальных религиозных организаций с ОПГ в Кыргызстане, в Центральной Азии.
Если говорить о привлечении ОПГ к политической силовой борьбе отдельными религиозными движениями, политиками или политическими партиями, то такая практика существует во всем мире и историей это уже доказано. При этом всегда использовали финансовые и боевые ресурсы ОПГ. И Кыргызстан здесь не является исключением. И на президентских выборах использовали такие методы. В благодарность за это кого-то выпускали из тюрьмы, кому-то давали поблажку, а кому-то – дорогу в бизнес или политику.
- В контексте темы расскажите немного о наркотрафике из Афганистана в Центральную Азию, Россию и оттуда в Западную Европу.
- Здесь напрямую используется наркомафия по обе стороны границы. В Афганистане крестьяне выращивают опийный мак, как на своих полях, так и на арендованных кем-то, и продают его дальше наркомафии и стоящим за ней религиозно-экстремистским террористическим группам. Те, в свою очередь, продают уже переработанный в героин опиум ОПГ в Центральной Азии, а те переправляют товар в Россию. При этом ОПГ сотрудничают с правоохранительными органами центрально-азиатских республик. В Западной Европе наркотик покупается местными ОПГ. Таким образом, опосредовано религиозно-экстремистские организации в Центральной Азии получают финансовую подпитку от Запада. Ведь наркотики потребляют граждане Европы. Продают их тоже европейские ОПГ. Вот такая цепочка получается.
В Европу наркотики идут через Россию и Прибалтийские страны, а также через бывшую Югославию из Турции и Ирана, а туда из Афганистана. Существующая сеть: наркомафия – религиозные экстремистские организации – ОПГ – правоохранительные органы – является тяжелой сетью, которую практически невозможно полностью проконтролировать на всем протяжении.
Таким образом, немаловажный интерес религиозных экстремистов к вовлечению ОПГ в свои ряды заключается в организации трафика наркотиков в Европу, откуда идет основная выручка. В Центральной Азии действуют три главных типа ОПГ. Это просто зарабатывающие на покупке и перепродаже наркотиков, неважно у кого купленных и кому перепроданных. И другие, отдельные группы ОПГ, покупающие наркотики у экстремистских группировок, сами того не зная, уже тем самым становясь орудием религиозных экстремистов для борьбы с теми же западными спецслужбами, с западным влиянием, а также – это структурированная наркомафия, имеющая тесную связь с отдельными членами правительства и правоохранительными органами. Последние имеют четко налаженный наркотрафик от начала пути и до конечного адресата с целью получения прибыли и использования полученных денег в политической борьбе или для покупки нужных портфелей в государственных структурах.
- Артур Капарович, спасибо за интервью!
Интервью брала Чинара Харьехузен
Бишкек-Берлин
Фото: официальная страница Народно-Демократиеской партии Кыргызстана