Сергей Жадан не редкий гость в Берлине. Вот и 16 декабря он был приглашен на международный форум «Речи между страхом и отвагой» (Reden aus Angst und Mut) в качестве специального гостя, чтобы выступить перед его участниками вместе с харьковской ска-панк группой «Собаки в Космосе».
Конечно же, я воспользовался ситуацией и задал Сергею два вопроса о двух историях, которые активно обсуждаются в соцсетях. Первое событие, вроде как, давно ушедшее в историю, но опять неожиданно всплывшее на поверхность в привязке ко второму. Итак, первая история произошла еще летом. Тогда украинские писатели Юрий Андрухович и Сегей Жадан отказались от публичной дискуссии на одном немецком литературном фестивале с российским коллегой Захаром Прилепиным. Последний тут же раструбил об отказе, и это радостно подхватила российская пресса, как доказательство того, что писатели из Украины боятся в открытом разговоре показаться неубедительными.
Второе событие произошло совсем недавно в Харькове, где проходила конференция европейских интеллектуалов Debates on European, посвященная разрешению вооруженного конфликта на востоке Украины. Организатор мероприятия Сергей Жадан пригласил поучаствовать в нём одиозную поэтессу и по совместительству сотрудницу Луганской госакадемии культуры и искусств Елену Заславскую. Поэтесса из «ЛНР», в частности, известна своим нецензурным «патриотическим» стишком о мужских достоинствах Моторолы и Байдены, не в пользу вице-президента США, естественно. Прибытие Елены Заславской в первую столицу Украины спровоцировало настоящий скандал. «Правый сектор» потребовал ареста персоны, включенной в базу сайта «Миротворец», около 20 человек поджидали ее на выходе, и спасло Елену только вмешательство организаторов. Как она сама позже заявила, увезли ее на машине консула Германии.
Тогда немало претензий было высказано в адрес Сергея Жадана за то, что допустил к микрофону представителя «Лугандонии», а сам он ненароком оказался между двух огней – и для врагов единой Украины он непримиримый противник, и в глазах патриотов совершил какой-то непонятный поступок. Поэтому мне и интересно было спросить Сергея, почему в одном случае он отказался от публичных дебатов с представителем противоположной стороны, а в другом, напротив, был инициатором этого. Сергей сразу предупредил, что это не официальное заявление, а просто ответ на мои вопросы, что я и констатирую.
– Почему я отказался от дискуссии с российским писателем? Ну, потому что Россия в российско-украинской войне, собственно, страна-агрессор, это страна-оккупант, страна, которая пришла в нашу страну с войной, и пока война не закончилась, говорить с людьми, которые поддерживают вооруженную борьбу против Украины, я, честно говоря, не буду. Мне кажется это не очень корректным, не очень этичным.
А почему я пригласил Лену Заславскую, я могу объяснить. Во-первых, потому, что я убежден, что дискуссия все-таки должна вестись при наличии обеих сторон. Просто собраться своим кругом и поговорить о тех вещах, которые ни у кого из нас не вызывают никаких сомнений, это не очень конструктивно, в этом я особого смысла не вижу. Пригласить человека с противоположной точкой зрения, с вражеской точкой зрения, человека, который сейчас для нас является врагом, который нас, вероятно, считает врагом, мне кажется это очень важным.
Я Лену знаю давно. Для меня также это важно как личный момент. Она была членом литературной группировки «Стан». Это были мои друзья, и многие из них остались моими друзьями. Это были люди, которые делали много интересных, страшно крутых вещей на довоенном Донбассе. Поэтому мне лично было интересно спросить у нее о некоторых вещах. Я в этом конфликте и дальше не понимаю некоторые моменты. Например, чем руководствуются люди, которые отказываются от своей родины? Чем руководствуются люди, которые отказываются от своего гражданства? Чем руководствуются люди, которые переходят на другую сторону? Мы с ней об этом поговорили. Был очень тяжелый разговор, но я думаю, что и Лена знала, куда она едет, и какой будет разговор, ну, и я знал, какой будет разговор, и какой приблизительно будет реакция.
Безусловно, я слежу за реакцией в социальных сетях, бесспорно, меня это не удивляет. Всё понятно – мы все на эмоциях, все утомлены, все истощены, второй год в стрессе, полтора года войны, много крови, погибших, смертей, поэтому начинаем искать врагов среди своих, начинаем обвинять друг друга, начинаем искать предательство там, где его, в принципе, нет. Но мне кажется, что, подобная встреча, и, в целом, все эти дебаты, которые были в Харькове, были важны с той точки зрения, что они характеризуют наше нынешнее состояние – психологическое, эмоциональное, интеллектуальное...
Я очень хорошо помню, как начинался Майдан, как начиналась Революция. Помню лица людей, которые выходили на Майдан в Харькове, помню, что эти люди говорили. Для меня это очень важно. И, собственно, то, что я помню, меня и дальше поддерживает и не лишает какой-то веры и надежды. Но, к большому сожалению, многие из тех людей сегодня уже не пользуются той лексикой, теми речами и лозунгами. Что-то размылось, в чем-то они дезориентированы, сегодня совсем другая лексика, совсем другая аргументация. Очень бы хотелось, чтобы они помнили, с чего все начиналось и ради чего все начиналось.
После этого мы еще немного пообщались с Сергеем о том, что сейчас происходит в Харькове. Как я понял, Сергей не очень любит слово «ватный», ему больше по душе слово «пассивный». Вот Харьков – пассивный. И Донбасс не ватный, он тоже пассивный, просто там людям все равно, кто победит. Ситуация в Харькове меняется, даже если это не очень и заметно внешне. Сейчас уже трудно представить, что люди могут откликнуться на призыв городского головы Геннадия Кернеса выйти на площадь под российскими флагами. Вообще, мне кажется, что если к переговорному процессу допустить таких людей, как Сергей Жадан, можно было бы быстрее до чего-то конкретного договориться. При всей своей патриотичности и умении называть вещи своими именами, он исключительно открыт к диалогу с теми, с кем есть хоть какой-то смысл разговаривать.
Ну, а для тех, кто устал от политики, я предлагаю посмотреть видео концерта Жадана и «Собак» в берлинском Heinrich-Böll-Stiftung. Тут не всё полностью, но очень много, и вы можете услышать новую песню – «Псы». Как всегда было очень здорово, и зал завелся с первой же песни. Танцевали все, даже немецкие политики, в том числе депутат Бундестага, член Парламентской ассамблеи Совета Европы Марилуизе Бек (Marieluise Beck) и сопредседатель Фонда Генриха Бёлля Ральф Фюкс (Ralf Fükcs).
Текст/перевод/фото/видео: Игорь Магрилов