В Берлине проходит 69-й международный кинофестиваль Berlinale, и совсем скоро мы узнаем имена победителей этого статусного форума. В этом году в основном конкурсе участвует фильм Агнешки Холланд (Agnieszka Holland) Mr. Jones («Гарет Джонс»), созданный в копродукции польских, британских и украинских кинематографистов. Болезненная тема – Голодомор в Украине – обеспечила ленте повышенный интерес критиков и зрителей. Политическую актуальность премьере фильма добавило и то, что съёмочная группа, руководство кинофестиваля и некоторые известные деятели кино подняли таблички с требованием немедленного освобождения из российских застенков украинского кинорежиссёра Олега Сенцова.

Конечно, очень хочется, чтобы фильм, в создании которого приняла участие и Украина, получил «Золотого медведя», но в любом случае даже попадание в компанию номинантов на главную награду – это уже международное признание. Исходя из этого, наш сайт просто не мог упустить возможность пообщаться с продюсером фильма от украинской стороны – Егором Олесовым.

Егор Олесов – фигура в кино авторитетная. Он успел попробовать себя в разных амплуа – писал музыку для фильмов, был сценаристом, продюсером, директором. Список фильмов, к которым он был причастен, впечатляет: «Любовь с оружием», «Сторожевая застава», «Под электрическими облаками», «Битва за Севастополь» и многие другие.

Я благодарен Егору, что несмотря на фестивальную загруженность, наполненную постоянными деловыми встречами, он нашёл время и для читателей нашего сайта. Посмотрите видеозапись нашей беседы полностью, поскольку тут я расшифрую лишь некоторые ответы.

Егор сказал, что история, рассказанная в ленте, не оставила никого из берлинских зрителей равнодушным, было долгое обсуждение после премьеры, а это говорит о том, что фильм цепляет.

Инициатором проведения акции в поддержку Олега Сенцова выступила сама Агнешка Холланд, и для всей команды фильма важно было принять в ней участие. Фильм имеет огромную связь с точки зрения фейковых новостей и правдивой журналистики с сегодняшним временем. Именно поэтому фильм очень важен, именно поэтому его так поддерживают и журналисты. Хочется надеяться, что акция поможет обратить внимание на ситуацию с политическими заключёнными в России

Российская информационная пропаганда изначально настроена на невероятный уровень агрессии, на невероятный уровень лжи и дезинформации. Очень хочется, чтобы мир становился интеллектуальней, добрее, дальновидней, умнее, и люди начали мыслить независимо, анализируя факты и всё что происходит. Это касается и украинских моряков, которые недавно попали в российские тюрьмы. Всё повторяется. То, что происходило в 30-е годы, очень сильно похоже на то, что происходит сейчас. Для Агнешки Холланд очень важным было провести эти параллели, открыть людям глаза на то, что уроки истории должны чему-то учить.

Кино – это тот инструмент, который позволяет свободно изложить мысли и посылы, донести их до зрителей не только в Украине и Польше, но и до мирового зрителя.

Работа над фильмом была для Егора интересным опытом, неким очередным важным шагом в профессии, поскольку это была не только возможность посмотреть, как работают замечательные актёры и мастер Агнешка Холланд, но и культурный обмен между командами. Иногда хочется быть частью чего-то правильного и большого, что даёт дополнительный заряд энергии двигаться вперёд.

Съёмки фильма в Украине стартовали в марте 2018 года, всего было 14 съёмочных дней – Киев, Харьков, Киевская и Черниговская области. Было много интересных локаций и довольно непростая съёмка – ранняя весна, много снега, сильные морозы. Картинка получилось очень насыщенной, фактурной – сугробы снега, метели. Было непросто, но актёры, тот же Джеймс Нортон (James Norton), были настолько вдохновлены работой с Агнешкой и самим проектом, что выкладывались по полной.

Вклад украинской стороны в фильм – это не только локации. Это и продакшн команды, и актёры, и часть финансирования, то есть полноценное совместное производство.

Основная задача продюсера – собрать крутую команду, которая будет работать как единый слаженный механизм, как швейцарские часы. В командной работе значение имеют все, и на конечный результат также влияют все. Продюсер задействован практически во всех процессах – от разработки концепции и креатива до продажи этой идеи потенциальным партнёрам, поиска финансирования, выбора финального прокатчика – дистрибьютора, работа с маркетинговой стратегией фильма. По сути продюсер сопровождает фильм от его рождения до выхода на большие экраны.

Интерес к фильму Mr. Jones («Гарет Джонс») большой, но лишь спустя некоторое время после Berlinale и Европейского кинорынка (European film market – EFM) станет точно известно, какие страны его купят.

В мире уже выходили фильмы с аналогичным названием, но Егор считает, что путаницы не будет, всё зависит от промокампании. Mr. Jones – это международное название, в разных странах оно может адаптироваться, что является общепринятой мировой практикой. Название, которое будет использоваться в Украине, будет озвучено в течение ближайших нескольких недель.

Теперь о том, почему фильм выйдет в широкий прокат только осенью, а не в самое ближайшее время. Ожидается большой релиз ленты в США, также всё нужно синхронизировать, выстроить промокампанию, то есть подготовить зрителя прийти в кино, и готовить это нужно минимум полгода. Кроме того, в Украине именно осенью День памяти жертв Голодомора, и хоть Голодомор – это не основная тема фильма, она больше касается главного героя – журналиста, его стремления рассказать миру правду, траурные дни могут сделать релиз фильма более глобальным событием.

Творческие планы у Егора Олесова большие. Идёт работа над анимационными проектами. Предыдущий фильм «Украденная принцесса: Руслан и Людмила» был продан более чем в 70 стран. Это первый украинский фильм, который вышел на большие экраны в Китае. Сейчас идёт работа над следующим анимационным фильмом – «Мавка. Лесная песня» по мотивам Леси Украинки, который уже получил большой резонанс, а также отсняли в прошлом году большой проект с американцами «Захар Беркут» по книге Ивана Франко. Также готовится линейка жанровых фильмов на английском языке и есть проекты копродукции с европейскими странами и американцами.

Егор Олесов считает, что без поддержки Госкино Украины невозможно было бы сдвинуть качественный украинский кинематограф с мёртвой точки. Украинское кино только начинает становиться индустрией, и сейчас находится в переломной точке. Последние несколько релизов показывают, что кино действительно может быть бизнесом, может быть рентабельным, но поддержка Госкино, особенно для больших серьёзных проектов, очень важна. Кино достаточно рискованный бизнес, и без фондовых денег – сложно. Большинство европейских фильмов существует именно на фондовых деньгах. Почему нужна копродукция? Потому что объединяется несколько фондов, которые финансируют кинопроизводство.

Перспективы у украинского кино – неплохие, поскольку в Украине действительно много талантливых людей, есть хороший потенциал, есть внутренний рынок, который может расти и развиваться с точки зрения количества кинотеатров и стоимости билетов. Самое главное – не терять запал, не терять энергию, анализировать, участвовать в больших фестивалях, чтобы об Украине знали во всём мире. Буквально два-три года назад ситуация была другая – было отношение: кто вы такие, что вы здесь делаете? Сейчас уже такого нет, потому что есть много украинских проектов, есть определённые результаты. Уровень доверия к украинским кинематографистам значительно растёт, поэтому нужно постоянно поднимать планку качества, не забывая при этом и о бизнесе, получая от этого как удовольствие, так и подпитку для будущих проектов.

Ещё раз напоминаю, не забудьте посмотреть интервью целиком.

Бонусом к этому материалу предлагаю два небольших видеорепортажа – с открытия Berlinale и с украинского вечера в рамках этого престижного праздника кино.

Текст/видео: Игорь Магрилов
Фото: Игорь Магрилов
(первое фото), Theo Wood, архив Егора Олесова
Второе видео: официальный трейлер фильма Mr. Jones («Гарет Джонс»)

image image image image image image image image image image image image image