Как известно, на последней церемонии «Оскар» голливудский фильм «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона взял сразу 4 награды. Собственно, номинаций было аж девять, но престижные награды создатели фильма получили за «лучшую работу художника-постановщика», за «лучший дизайн костюмов», за «лучший грим и прически» и за «лучшую музыку к фильму». До этого «Отель «Гранд Будапешт» в прошлом году получил гран-при берлинского кинофестиваля Berlinale и взял «Золотой глобус» как «Лучший фильм – комедия или мюзикл». Перечислять все победы и номинации фильма очень долго, и сколько еще наград получат работавшие над ним профессионалы, предсказать невозможно.

Но вернемся к самой желанной мечте всех кинематографистов – «Оскару». После объявления нынешних победителей, Россия тут же нашла свою долю участия в триумфе - мол, чуть ли не именно саундтрек, записанный ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной к фильму «Отель «Гранд Будапешт», и удостоился известной статуэтки. В общем, «Светит месяц» по их версии всю погоду и сделал. Искренне поздравляю россиян, но докладываю вам, что украинская частичка другого «Оскара» этого фильма не менее значительна. Изготовлением миниатюр для декораций в рамках арт-департамента фильма занималась берлинка Илона Вовчик. Ее работа в фильме видна, и не раз. 

Илона родилась в Днепропетровске, в Германии живет с 1996 года. Она закончила Днепропетровское художественное училище, а немногим позже училась в высшем художественно-промышленном училище имени Строганова и в харьковском Худпроме по специальности «художник-монументалист».

С 2006 года Илона попала в берлинскую киноиндустрию и периодически в дружной и сплоченной команде работает на разных проектах – от германских до голливудских. Например, Илона трудилась как живописец в отделе визуальных эффектов на съемках культового фильма Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». В качестве шефа отдела театральных постановок, скульптора, живописца и декоратора работала на фильме «Аноним» знаменитого режиссера Рональда Эммериха, и на его же фильме «10 000 лет до нашей эры», где была в миниатюрном отделе. Да много фильмов и режиссеров можно перечислять…

Илона говорит, что миниатюрщики есть только в Германии и во Франции. Конечно, сейчас очень многое в кино делается на компьютере, но миниатюра – это живая работа, да и стоит она дешевле, чем привлекает создателей фильмов.

Работа над «Отелем «Гранд Будапешт» проходила в январе-апреле 2013 года на «Киностудии Бабельсберг», что под Берлином. В команду художников-постановщиков Адама Стокхаузена и Анны Пиннок (которые в итоге и получили «Оскар») входили декораторы, реквизиторы и миниатюрщики. Миниатюрный отдел отвечает за изготовление всех ландшафтов, которые будут в кадре – горы, камни, скалы… Все это моделируется и раскрашивается. Съемки на натуре – достаточно дорогое удовольствие, особенно, если сроки поджимают. День, ночь, туман, снег и даже отель размером 6 на 3 метра снимались в студии.

Позвал Илону работать над фильмом руководитель миниатюрного  отдела Сомон Вайзе (Simon Weise), который, кстати, имеет и украинско-еврейские корни. С командой Илоне всегда везет. А вот уже во время самих съемок – не повезло. Илона должна была работать как Stand-by Painter, это как бы дежурный художник-гример, который стоит с кисточкой и сразу быстро подправляет что нужно, после чего продолжаются съемки. К сожалению, срочная операция работе помешала. Ну, ничего, это явно не последний фильм Илоны. К тому же у нее на память осталась фирменная куртка с нашивкой с названием фильма, это такая киношная традиция – после окончания съемок дарить членам команды шарфики, футболки, а то и куртки.

А еще Илона Вовчик в это трудное для Украины время трудится волонтером и вместе с такими же неравнодушными берлинцами разных национальностей помогает детям и семьям погибших и воюющих украинских военнослужащих. В Украину ею уже было отправлено около трех тонн вещей – одежда, игрушки, сладости, постельное белье, коляски, роляторы, кроватки, бытовая техника. Кстати, об одной из таких отправок гуманитарной помощи мы писали на нашем сайте. Кто не видел этот репортаж, то может посмотреть его тут. Сама Илона считает, что пока такая ситуация в Украине продолжается, профессиональные мечты о работе в кино можно отставить в сторону. Но мы бы очень хотели, чтобы и в других американских «Оскарах» частичка Украины была бы такой же заметной.

Текст/фото/видео: Игорь Магрилов
Фото из студии Бабельсберг: Simon Weise, Alexander Friedrich

image image image image image image image image image image